Перспективные направления развития промышленности Урала до 2020 года можно выявить, проанализировав стратегические документы на различных иерархических уровнях: федеральном (Стратегия развития Российской Федерации), субфедеральном (Стратегии развития федераль-ных округов: Уральского и Приволжского) и региональном (Стратегии развития Свердловской, Челябинской областей, Пермского края и респуб-лики Башкортостан).
Согласно стратегии развития России до 2020 г. региональное раз-витие будет определяться в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся крупные го-рода – центры регионов. После 2012 г. особая роль будет принадлежать перспективным центрам опережающего экономического роста – агломе-рациям и индустриальным центрам страны, в т.ч. и Урала.
Экономическое развитие будет основано на смене факторов и при-оритетов развития, смещении акцентов от традиционных к инновацион-ным высокотехнологичным секторам: авиационной и ракетно-космичес-кой промышленности, судостроению, радиоэлектронной промышленно-сти, атомному энергопромышленному комплексу, энергетическому ма-шиностроению, информационно-коммуникационным технологиям.
Локомотивом развития высокотехнологичных и базовых отраслей промышленности, согласно Стратегии 2020, будет продукция российско-го машиностроения и металлургии. В ряде отраслей машиностроения оп-ределяющим фактором экономического роста будет являться государст-венная поддержка.
195
Приоритетными странами-партнерами предприятий России и Ура-ла в ближайшей перспективе будут Китай и Индия, Япония и Республика Корея, США и страны Европейского союза – в сфере технологического обмена и инвестиционного сотрудничества; страны Латинской Америки и Карибского бассейна, страны Ближнего Востока и Северной Африки – емкие рынки для российского машинотехнического экспорта.
В стратегических документах низшего уровня приоритетными на-правлениями развития являются укрепление конкурентных преимуществ в отраслях специализации, перевод предприятий данных отраслей на ин-новационный путь развития.
Таким образом, исходя из анализа стратегических документов на различных уровнях, можно сделать вывод, что базой в выборе направле-ний развития промышленности Урала могут служить исторически сфор-мировавшиеся и успешно функционирующие предприятия из отраслей специализации района. В дальнейшем эти виды экономической деятель-ности сохранят свою перспективность и приоритетность при их сущест-венной реструктуризации, увеличении стадий переработки, выпуске но-вых видов материалов и изделий, т.е. при модернизации производствен-ного, технологического, управленческого и др. механизмов.
Однако, учитывая возрастающее внимание в зарубежных странах к уровню экологичности производств, можно отметить, что основным при-оритетом развития Уральского экономического района является восста-новление позиций уральского машиностроения
В настоящее время на Урале наиболее развито производство ма-шин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств. Сфор-мировалась и устойчиво функционирует новая отрасль – медицинское машиностроение. В масштабах Урала и всей страны заметное место за-нимает энергетическое и электротехническое машиностроение. Значи-тельную долю в объемах производства машиностроительного комплекса Урала занимают предприятия ВПК (ОПК), которые обладают значитель-ным инновационным потенциалом и являются стратегически значимыми для экономики не только Урала, но и России.
На современном этапе в промышленности высокоразвитых стран наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машино-строительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации. Именно эти производства определяют основные направления научно-технического прогресса не только в машинострое-нии, но и в промышленности в целом.
Приоритетные направления технологического развития машино-строительного комплекса Урала согласно Стратегии развития России, УрФО и Приволжского ФО до 2020 г. представлены в таблице.
196
Сравнительная характеристика приоритетных направлений технологического развития машиностроительного комплекса Урала
РФ
|
УрФО
|
ПФО
|
Разработка специальной тех-ники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах; создание новых поко-лений авиационной и ракетно-космической техники и энер-гоэффективных двигателей (в том числе газотурбинных двигателей); разработка новых технологий обработки метал-лов; развитие оптоэлектрони-ки, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств
|
Освоение прогрессивных тех-нологий производства новых высокопрочных и одновре-менно хладостойких материа-лов для конструкций, соору-жений, техники, машин и ме-ханизмов. Данное направле-ние позволит уменьшить их вес на 20–30%, повысить экс-плуатационную стойкость в 1,5–5 раз и годовые объемы переработки горной массы на 30–50%, снизить затраты на ремонт и восстановление ма-шин в 3–5 раз и себестоимость переработки горной массы в 2–3 раза
|
Изготовление станков с чи-словым программным управ-лением и обрабатывающих центров, робототехнических комплексов и гибких произ-водственных систем
|
Следует также заметить, что, по мнению экспертов, при реализа-ции проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» опережающими темпами будут развиваться подотрасли транспортного, горношахтного и горнодобывающего оборудования, оборудования для топливно-энерге-тического комплекса и металлургического производства.
Для воплощения указанных приоритетных направлений развития машиностроения Урала будут реализованы два крупнейших инновацион-ных проекта: создание научно-производственного комплекса «Екатерин-бург инновационный» (НПИК «Екатеринбург») на базе Уральского отде-ления Российской академии наук (УрО РАН) в Екатеринбурге и «Урал – высокотехнологичный» – на базе Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) в Челябинске.
Обобщая вышеизложенное, можно согласиться с мнением Прези-дента РФ, что имеющиеся ресурсы необходимо использовать не для лата-ния дыр, а в целях модернизации экономики, для развития высокотехно-логичных отраслей, создания новых конкурентоспособных товаров и ус-луг, новых рабочих мест, формирования спроса на инновации. В эпоху инвестиционно-инновационных технологий роль техники, которую соз-дают машиностроение, электроника, компьютеризация возрастает много-кратно. Машиностроительным предприятиям Урала необходимо в бли-жайшее время перейти на энерго- и ресурсосберегающие технологии, ос-воить технологию производства высокопрочных и хладостойких материа-лов и оптических и электронных систем не только для предприятий ВПК, но и для гражданского применения.
И. В. Ивлева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – ―ПУТЬ НА СЕВЕР‖» (Екатеринбург, 28–30 апреля 2011 г.)
Количество показов: 2601