В теории и практике антикризисного управления выделяют внеш-ние и внутренние причины возникновения кризисов в государстве.
К внешним причинам относят международные и национальные факторы.
Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития веду-щих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков), стабильности международной тор-говли, зависящей от заключенных межправительственных договоров и со-глашений (о создании зон свободного предпринимательства, пригранич-ной торговле, таможенных тарифах и пошлинах), от международной кон-куренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов из-за применения более высоких технологий или более дешевого труда).
Национальные факторы обусловлены причинами политического, экономико-географического, культурного и научно-технического харак-тера.
Так, политические факторы выражаются в отношении к предпри-нимательской деятельности и принципах государственного регулирова-ния экономики, а также в отношении к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах и актах.
Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосыл-ках – платежеспособным спросом населения (уровень доходов и накоп-лений населения).
Факторы культурного характера проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими.
Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность.
Внутренние причины являются результатом деятельности самого предприятия.
Таким образом, предприятие попадает в кризисное состояние вследствие совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления.
Так, конструкторско-технологические причины объясняются:
- неконкурентоспособностью продукции;
- завышенным уровнем ресурсоемкости продукции (энерго-и метал-лоемкость и др.);
- низкой загрузкой избыточных производственных мощностей, рас-считанных на узкую специализацию и широкую кооперацию производства.
Экономические, в свою очередь, характеризуются:
- высокой себестоимостью продукции из-за завышенной ресурсоем-кости и высоких цен на сырье, материалы, транспорт, энергоресурсы;
- низкой рентабельностью;
- отсутствием оборонных средств, вследствие замедления движения оборотного капитала и «оседания» его в товарных запасах и дебиторской задолженности;
- отсутствием свободных средств для обновления продукции и по-вышения ее конкурентоспособности.
Финансовые причины включают в себя:
- в структуре выручки мал удельный вес денежных средств и высока доля бартера и взаимозачетов;
- большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы с содержанием производственных мощностей;
- убытки от содержания объектов социальной сферы.
Внутрифирменное экономическое управление:
- отсутствие экономической мотивации у персонала управления на снижение затрат, рост выручки и загрузки производственных мощностей;
- наличие теневых предпринимательских доходов у главных спе-циалистов и руководителей подразделений;
- отсутствие финансовой ответственности подразделений за резуль-таты их работы на рынках продукции и услуг.
Для российских предприятий сложно установить приоритетность каких-либо из отмеченных факторов. И все же среди особенностей пере-ходного периода российской экономики можно выделить следующие наиболее значимые негативные условия, приводящие к кризису россий-ских предприятий:
- 1) политическая, экономическая и финансовая нестабильность в России. Она вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности и даже возможности деятельности, отражается на всех составляющих ор-ганизации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции;
- 2) высокие темпы инфляции в России. Несмотря на ее замедление в последнее время, постоянные инфляционные ожидания не способствуют реализации предприятием стратегических целей и сопряжены с недоста-точно гибкой, а часто разорительной налоговой системой государства, кредитной политикой. Высокие для конечного потребителя цены стиму-лируют не расширение производства, а его сокращение. Довольно часто высокие цены, назначаемые предприятием на свою продукцию, имеют причиной не столько обоснованную ценовую политику, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса;
- 3) высокая степень монополизации экономики затрудняет форми-рование действительно конкурентной среды (рост тарифов и цен на про-дукцию, которая недостаточно контролируется государством);
- 4) кризис платежей, коснувшийся как самого бюджета при оплате госзаказа, так и абсолютного большинства предприятий;
- 5) на многих предприятиях структура акционерного капитала раз-мыта и не сформировался консолидированный, мотивированный на фи-нансовый результат эффективный собственник. Отсутствие такого собст-венника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого долговременное стабильное развитие предприятия, тормозит рыночное реформирование, становление внутрифирменного менеджмента на уровне предприятия;
- 6) недостаточный уровень подготовки и отсутствие опята работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий, отсутствие эф-фективной организационной системы управления;
- 7) большое число предприятий, у которых основные средства име-ют очень высокую степень физического и морального износа. Такое со-стояние активов наряду с большими затратами на их содержание приво-дит к высокому уровню издержек производства, снижению рентабельно-сти и росту числа неплатежеспособных предприятий.
Н. В. Крикова, А. Л. Анисимов
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – ―ПУТЬ НА СЕВЕР‖» (Екатеринбург, 28–30 апреля 2011 г.)
Количество показов: 1776