СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Анализ рынка авиационных пассажирских перевозок в условиях глобализации экономики

1 Головин, А. Военная тайна [Текст] / А. Головин // Финанс. 2008. № 47.

Воздушный транспорт является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе. Динамика развития сектора авиационных пассажирских перевозок взаимосвязана с инфраструктурной составляющей экономики, с уровнем научно-техни-ческого потенциала отрасли, со степенью мобильности населения, а также с конкурентными взаимоотношениями, сложившимися на рынке.

Уровень взаимодействия авиакомпаний повышается от интерлайн-соглашений о совместной эксплуатации линий, к альянсам. Таким обра-

108

зом, анализ рынка авиационных пассажирский перевозок представляет интерес не только с теоретической точки зрения, но и с целью примене-ния полученных выводов на практике.

Рассмотрим современные тенденции развития мирового рынка авиаперевозок. Данные Международной ассоциации воздушного транс-порта (IATA) свидетельствуют о том, что пассажирооборот международ-ных авиакомпаний вырос в 2010 г. на 8,2%. Повышение спроса на авиапе-ревозки превысило рост мощностей авиакомпаний, составивший 4,4%. За-груженность пассажирских рейсов в прошедшем году увеличилась на 2,7 процентных пункта относительно 2009 г. – до 78,4%1.

1 Strong 2010 but uncertainties in 2011 – Severe weather dents recovery [Electronic re-source] : [International air transport association press release]. URL : http://www.iata.org/pressroom /pr/Pages/2011-02-02-01.aspx..

2 Is bigger better for consumers? [Electronic resource] : [International air transport associ-ation press release]. URL : http://www.iata.org/pressroom/airlines-international/december-2010 /Pages/is-bigger-better.aspx.

3 Poole, R.W. (Jr.) Airline deregulation : the unfinished revolution [Electronic resource] / R. W. Poole (Jr.), V. Butler // Regulation. 1999. Vol. 22, № 8. P. 44–51. URL : http://www.cato.org /pubs/regulation/regv22n1/airline.pdf.

4 Лукьянов, С. А. Рынок авиационных пассажирских перевозок России : квазиконку-ренция или…? [Текст] / С. А. Лукьянов, Е. В. Тиссен // Вопросы экономики. 2007. № 11. С. 122.

Более того, в 2009 г. на долю 10 крупнейших членов IATA прихо-дилось 25% мирового пассажиропотока. Для сравнения аналогичная доля мирового рынка контролируется всего четырьмя крупнейшими фармацев-тическими компаниями2.

Безусловно, важным вопросом является масштаб необходимого го-сударственного регулирования отрасли. Процесс дерегулирования авиа-перевозок начался в США в 1978 г. Целью программы являлось стимули-рование конкуренции, что приводило к снижению входных барьеров, та-рифов и лучшему сервису. По оценкам экономистов из Института Бру-кингса и Университета имени Джорджа Мейсона, благодаря конкуренции на рынке авиаперевозок потребители ежегодно экономят примерно 19,4 млрд дол. из-за снижения цен на билеты3.

В свою очередь практически все игроки российского рынка авиа-ционных пассажирских перевозок «вышли» из «Аэрофлота – Советских авиалиний», единственной авиакомпании страны во времена СССР. После распада государственного авиаперевозчика образовалось 393 авиакомпа-нии, формирование которых происходило, как правило, по территориаль-ному признаку, что предопределило, соответственно, и их позиции в струк-туре рынка АПП4.

По данным Федерального Агентства Воздушного Транспорта (ФАВТ), на начало декабря 2010 г. в России в Реестре эксплуатантов бы-ло зарегистрировано 159 авиаперевозчиков. Всего за 2010 г. было выдано

109

пять и аннулировано двенадцать сертификатов эксплуатантов коммерче-ской гражданской авиации.

Таблица 1

Количество перевезенных пассажиров авиакомпаниями Российской Федерации в 1996–2010 гг.

Год

Кол-во перевезенных пассажиров, млн чел.

всего

в том числе на международных воздушных линиях

1996

26,96

9,38

1997

25,10

9,12

1998

22,33

8,41

1999

21,47

7,14

2000

21,83

8,14

2001

25,07

10,04

2002

26,52

11,08

2003

29,42

12,31

2004

33,78

14,90

2005

35,09

15,89

2006

38,00

17,20

2007

45,11

20,86

2008

49,80

23,61

2009

45,11

21,28

2010

56,94

27,72

Примечание. Составлена на основе данных Росавиации, Транспортной клиринговой палаты, Федерального государственного унитарного предприятии «Государственная корпо-рация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

. Составлена на основе данных Росавиации, Транспортной клиринговой палаты, Федерального государственного унитарного предприятии «Государственная корпо-рация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

По данным ФАВТ, российские авиакомпании по итогам 2010 г. пе-ревезли 56,94 млн пассажиров (табл. 1), что на 26,2% выше показателя 2009 г. Кроме того, результат прошлого года на 10,4% превышает показа-тель 2008 г., который был самым успешным в новейшей истории России. Такая динамика напрямую связана с расширением возможностей россий-ских аэропортов. Следует отметить, что за последние два года федеральный бюджет вложил в модернизацию аэропортов порядка 47 млрд р. Между-народными рейсами в 2010 г. было перевезено 27,72 млн чел., что на 30,3% больше, чем в 2009 г. Перевозки между Россией и странами СНГ увеличи-лись на 23%, пассажиропоток на внутренних рейсах вырос на 22,6%. Про-цент занятости пассажирских кресел в 2010 г. вырос на 3,9%, до 78,2%.

Рынок авиационных пассажирских перевозок как результат усло-вий конкуренции характеризуется довольно высоким уровнем концен-трации. Следует отметить, что всего лишь на 5 авиакомпаний приходится свыше половины перевезенных пассажиров, а именно – 52% (табл. 2). При этом 35 российскими авиакомпаниями в 2010 г. было перевезено 96,2% пассажиров. Аэрофлот занимает 23,6% рынка.

Обостряющаяся конкуренция выступает катализатором интегра-ционных процессов, начиная от вертикальной интеграции «аэропорт –

110

авиакомпания» и заканчивая стратегическими альянсами на международ-ном уровне. Кроме того две российские авиакомпании являются членами глобальных альянсов. С 14 апреля 2006 г. в SkyTeam входит Аэрофлот. Таким образом, SkyTeam стал первым международным альянсом, кото-рый включил в свой состав российскую авиакомпанию. 15 ноября 2010 г. в состав альянса Oneworld вошла российская авиакомпания S7 Airlines.

Таблица 2

Основные показатели деятельности крупнейших российских авиакомпаний в 2010 г.

Авиакомпания

Пассажирский оборот, млн пассажиров/км

% к предыдущему периоду

Количество пассажиров, млн чел.

% к предыдущему периоду

Коэффициент занятости пассажирских кресел, %

% к предыдущему периоду

Аэрофлот

34 777

133,8

11,286

128,9

77,2

107,7

Трансаэро

26 294

140,4

6,647

132,2

83,7

102,2

Cибирь

10 278

98,3

4,835

105,6

76,5

100,2

ЮТэйр

7 982

137,0

4,420

125,4

77,0

103,9

Оренбургские авиалинии

7 158

144,9

2,401

149,3

96,9

100,3

Итого по пяти авиакомпаниям

86 490

131,2

29,589

125,9

82,26

102,86

Удельный вес пяти авиакомпаний от общего объема по ГА, %

58,8

100,3

52,0

99,8

Примечание. Данные Федерального агентства воздушного транспорта. Основные по-казатели работы гражданской авиации России за январь-декабрь 2009–2010 гг.

. Данные Федерального агентства воздушного транспорта. Основные по-казатели работы гражданской авиации России за январь-декабрь 2009–2010 гг.

Таким образом, взаимодействие в рамках альянса стало не просто формой интеграции бизнеса, но и необходимым условием существования на рынке в условиях глобализации экономики. Консолидация позволяет авиаперевозчикам избавиться от чрезмерной конкуренции, оптимизиро-вать маршрутную сеть, организационную структуру компании, структуру наземных служб, усилить свои позиции на рынке.

А. В. Матвеева

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Материалы XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – ―ПУТЬ НА СЕВЕР‖» (Екатеринбург, 28–30 апреля 2011 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Коммерческий торговый представитель': 66