1 Головин, А. Военная тайна [Текст] / А. Головин // Финанс. 2008. № 47.
Воздушный транспорт является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе. Динамика развития сектора авиационных пассажирских перевозок взаимосвязана с инфраструктурной составляющей экономики, с уровнем научно-техни-ческого потенциала отрасли, со степенью мобильности населения, а также с конкурентными взаимоотношениями, сложившимися на рынке.
Уровень взаимодействия авиакомпаний повышается от интерлайн-соглашений о совместной эксплуатации линий, к альянсам. Таким обра-
108
зом, анализ рынка авиационных пассажирский перевозок представляет интерес не только с теоретической точки зрения, но и с целью примене-ния полученных выводов на практике.
Рассмотрим современные тенденции развития мирового рынка авиаперевозок. Данные Международной ассоциации воздушного транс-порта (IATA) свидетельствуют о том, что пассажирооборот международ-ных авиакомпаний вырос в 2010 г. на 8,2%. Повышение спроса на авиапе-ревозки превысило рост мощностей авиакомпаний, составивший 4,4%. За-груженность пассажирских рейсов в прошедшем году увеличилась на 2,7 процентных пункта относительно 2009 г. – до 78,4%1.
1 Strong 2010 but uncertainties in 2011 – Severe weather dents recovery [Electronic re-source] : [International air transport association press release]. URL : http://www.iata.org/pressroom /pr/Pages/2011-02-02-01.aspx..
2 Is bigger better for consumers? [Electronic resource] : [International air transport associ-ation press release]. URL : http://www.iata.org/pressroom/airlines-international/december-2010 /Pages/is-bigger-better.aspx.
3 Poole, R.W. (Jr.) Airline deregulation : the unfinished revolution [Electronic resource] / R. W. Poole (Jr.), V. Butler // Regulation. 1999. Vol. 22, № 8. P. 44–51. URL : http://www.cato.org /pubs/regulation/regv22n1/airline.pdf.
4 Лукьянов, С. А. Рынок авиационных пассажирских перевозок России : квазиконку-ренция или…? [Текст] / С. А. Лукьянов, Е. В. Тиссен // Вопросы экономики. 2007. № 11. С. 122.
Более того, в 2009 г. на долю 10 крупнейших членов IATA прихо-дилось 25% мирового пассажиропотока. Для сравнения аналогичная доля мирового рынка контролируется всего четырьмя крупнейшими фармацев-тическими компаниями2.
Безусловно, важным вопросом является масштаб необходимого го-сударственного регулирования отрасли. Процесс дерегулирования авиа-перевозок начался в США в 1978 г. Целью программы являлось стимули-рование конкуренции, что приводило к снижению входных барьеров, та-рифов и лучшему сервису. По оценкам экономистов из Института Бру-кингса и Университета имени Джорджа Мейсона, благодаря конкуренции на рынке авиаперевозок потребители ежегодно экономят примерно 19,4 млрд дол. из-за снижения цен на билеты3.
В свою очередь практически все игроки российского рынка авиа-ционных пассажирских перевозок «вышли» из «Аэрофлота – Советских авиалиний», единственной авиакомпании страны во времена СССР. После распада государственного авиаперевозчика образовалось 393 авиакомпа-нии, формирование которых происходило, как правило, по территориаль-ному признаку, что предопределило, соответственно, и их позиции в струк-туре рынка АПП4.
По данным Федерального Агентства Воздушного Транспорта (ФАВТ), на начало декабря 2010 г. в России в Реестре эксплуатантов бы-ло зарегистрировано 159 авиаперевозчиков. Всего за 2010 г. было выдано
109
пять и аннулировано двенадцать сертификатов эксплуатантов коммерче-ской гражданской авиации.
Таблица 1
Количество перевезенных пассажиров авиакомпаниями Российской Федерации в 1996–2010 гг.
Год
|
Кол-во перевезенных пассажиров, млн чел.
|
всего
|
в том числе на международных воздушных линиях
|
1996
|
26,96
|
9,38
|
1997
|
25,10
|
9,12
|
1998
|
22,33
|
8,41
|
1999
|
21,47
|
7,14
|
2000
|
21,83
|
8,14
|
2001
|
25,07
|
10,04
|
2002
|
26,52
|
11,08
|
2003
|
29,42
|
12,31
|
2004
|
33,78
|
14,90
|
2005
|
35,09
|
15,89
|
2006
|
38,00
|
17,20
|
2007
|
45,11
|
20,86
|
2008
|
49,80
|
23,61
|
2009
|
45,11
|
21,28
|
2010
|
56,94
|
27,72
|
Примечание. Составлена на основе данных Росавиации, Транспортной клиринговой палаты, Федерального государственного унитарного предприятии «Государственная корпо-рация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
. Составлена на основе данных Росавиации, Транспортной клиринговой палаты, Федерального государственного унитарного предприятии «Государственная корпо-рация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
По данным ФАВТ, российские авиакомпании по итогам 2010 г. пе-ревезли 56,94 млн пассажиров (табл. 1), что на 26,2% выше показателя 2009 г. Кроме того, результат прошлого года на 10,4% превышает показа-тель 2008 г., который был самым успешным в новейшей истории России. Такая динамика напрямую связана с расширением возможностей россий-ских аэропортов. Следует отметить, что за последние два года федеральный бюджет вложил в модернизацию аэропортов порядка 47 млрд р. Между-народными рейсами в 2010 г. было перевезено 27,72 млн чел., что на 30,3% больше, чем в 2009 г. Перевозки между Россией и странами СНГ увеличи-лись на 23%, пассажиропоток на внутренних рейсах вырос на 22,6%. Про-цент занятости пассажирских кресел в 2010 г. вырос на 3,9%, до 78,2%.
Рынок авиационных пассажирских перевозок как результат усло-вий конкуренции характеризуется довольно высоким уровнем концен-трации. Следует отметить, что всего лишь на 5 авиакомпаний приходится свыше половины перевезенных пассажиров, а именно – 52% (табл. 2). При этом 35 российскими авиакомпаниями в 2010 г. было перевезено 96,2% пассажиров. Аэрофлот занимает 23,6% рынка.
Обостряющаяся конкуренция выступает катализатором интегра-ционных процессов, начиная от вертикальной интеграции «аэропорт –
110
авиакомпания» и заканчивая стратегическими альянсами на международ-ном уровне. Кроме того две российские авиакомпании являются членами глобальных альянсов. С 14 апреля 2006 г. в SkyTeam входит Аэрофлот. Таким образом, SkyTeam стал первым международным альянсом, кото-рый включил в свой состав российскую авиакомпанию. 15 ноября 2010 г. в состав альянса Oneworld вошла российская авиакомпания S7 Airlines.
Таблица 2
Основные показатели деятельности крупнейших российских авиакомпаний в 2010 г.
Авиакомпания
|
Пассажирский оборот, млн пассажиров/км
|
% к предыдущему периоду
|
Количество пассажиров, млн чел.
|
% к предыдущему периоду
|
Коэффициент занятости пассажирских кресел, %
|
% к предыдущему периоду
|
Аэрофлот
|
34 777
|
133,8
|
11,286
|
128,9
|
77,2
|
107,7
|
Трансаэро
|
26 294
|
140,4
|
6,647
|
132,2
|
83,7
|
102,2
|
Cибирь
|
10 278
|
98,3
|
4,835
|
105,6
|
76,5
|
100,2
|
ЮТэйр
|
7 982
|
137,0
|
4,420
|
125,4
|
77,0
|
103,9
|
Оренбургские авиалинии
|
7 158
|
144,9
|
2,401
|
149,3
|
96,9
|
100,3
|
Итого по пяти авиакомпаниям
|
86 490
|
131,2
|
29,589
|
125,9
|
82,26
|
102,86
|
Удельный вес пяти авиакомпаний от общего объема по ГА, %
|
58,8
|
100,3
|
52,0
|
99,8
|
–
|
–
|
Примечание. Данные Федерального агентства воздушного транспорта. Основные по-казатели работы гражданской авиации России за январь-декабрь 2009–2010 гг.
. Данные Федерального агентства воздушного транспорта. Основные по-казатели работы гражданской авиации России за январь-декабрь 2009–2010 гг.
Таким образом, взаимодействие в рамках альянса стало не просто формой интеграции бизнеса, но и необходимым условием существования на рынке в условиях глобализации экономики. Консолидация позволяет авиаперевозчикам избавиться от чрезмерной конкуренции, оптимизиро-вать маршрутную сеть, организационную структуру компании, структуру наземных служб, усилить свои позиции на рынке.
А. В. Матвеева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – ―ПУТЬ НА СЕВЕР‖» (Екатеринбург, 28–30 апреля 2011 г.)
Количество показов: 4036