СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Информационная зависимость – болезнь культуры постмодерна

Постиндустриальное общество характеризуется также и как информационное, что подчеркивает особую роль информации в современном мире. Однако информация и знание не есть одно и то же: информация – это знание, лишенное смыслового содержания, т.е. не усвоенное, не осмысленное индивидом, отказавшимся от когнитивных усилий. В информационном обществе объем информации, который необходимо потребить человеку, удваивается каждые пять лет. Мы потребляем огромное количество информации, тонем в информационном океане, не отдавая себе отчет в том, что лишены когнитивного инструментария и возможностей ее интерпретации. К сожалению данная ситуация типична, так как вызвана объективными основаниями культуры постмодерна, в которой массовая культура и формирующие ее средства массовой информации играют определяющую роль.

Культуру постмодернизма характеризуют мозаичность, симуляция, плюралистичность. С некоторыми оговорками мы можем спроецировать эти принципы и на массмедиа. Оценивая, продуцируемое ими (средствами массовой информации) информационное поле отмечаем, что именно фрагментарность подачи информации формирует мозаичное восприятие мира. Поверхностность описания, неограниченное разнообразие одновременно затрагиваемых тем никак не способствуют выстраиванию целостного образа, формированию логических связей между новой информацией и имеющимся опытом человека, построению целостной картины мира.

Современный человек существует в ситуации информационного многоголосья: с огромной скоростью растет количество источников информации, способов ее донесения, интерпретаций, толкований, оценок. Вместе с тем закономерно размывается смысл, падает качество самой информации. Соответственно обесценивается и теряет смысл идея плюрализма, являющегося основополагающим мировоззренческим принципом постмодерна. Стремление к охвату максимально большой аудитории неизбежно приводит к нарушению оптимального соотношения количества и качества информации. Само существование массовой культуры вызвано интересом потребителя к упрощенному, понятному абсолютно всем информационному материалу. Чем проще идея, чем легче она доносится до потребителя, тем более востребована на рынке массмедиа. Материал, требующий интеллектуальных усилий при осмыслении, не востребован.

В данной ситуации не следует удивляться потоку бессмысленной, ненужной информации, который на нас выливается. Предельная доступность сетевых информационных ресурсов, как с точки зрения их пополнения, так и потребления обеспечивает развитие данной тенденции. Интернет, с одной стороны дает нам неограниченный доступ к огромному объему информации, с другой стороны, являясь практически абсолютно толерантным к любым источникам и авторам, наводнен информационным мусором, то же фактически относится и к другим средствам массовой информации.

Мир современной культуры полон симулякрами: вещами и людьми, которые пытаются выглядеть тем, чем не являются. Суррогаты, копии копий наводняют нашу реальность, продуцируемую во многом именно средствами массовой информации. Человек отказывается познавать мир через собственный опыт, с удовольствием воспринимая готовый образец – упрощенный, отлакированный, полный готовых идей и решений, предлагаемый ему средствами массмедиа. Происходит смешение мира фантазии с реальным миром.

Визуальные средства информации в поиске все более совершенных форм развлечения зрителя влияют на содержание информации. Реальная жизнь все более заменяется виртуальной. Сопереживая любимым героям сериала или реалитишоу, мы испытываем яркие эмоции, не отдавая себе отчета в том, что живем хотя и насыщенной, но ненастоящей, чужой жизнью. Для многих наших современников становится реальностью то, что появляется на экране телевизора: действительность кажется ненастоящей, бледным подобием яркой искусственной картинки. Безопасное суррогатное существование в предсказуемом мире искусственных отношений и ценностей отвлекает от не столь красивой повседневности. Привыкая к суррогатам, мы отказываемся воспринимать подлинное, размывается наше представление о реальном мире.

Информационная зависимость сегодня приобретает все более массовый характер. Невозможность освоения и усвоения информационных потоков (в силу конечности человеческой жизни и увеличения объема информации в геометрической прогрессии) ставит человека в заведомо проигрышную позицию. В ситуации подмены реального жизненного опыта суррогатным происходит размывание представлений о реальности. В человеческом сознании цельную картину мира заменяет набор не складывающихся, не сходящихся друг с другом фактов. В результате человек «сдается» перед огромными потоками информации, они начинают формировать его полностью, без его участия.

Отсутствие структурированной системы знаний, когнитивного инструментария, отсутствие, в конце концов, желания осмысливать происходящее помещает индивида в шизоидную, «расщепленную» реальность – реальность деперсонифицированной личности, «размазанной» по множеству ничего не значащих образов.

А. В. Сарапульцева, О. В. Булыгин

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Материалы

XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – ―ПУТЬ НА СЕВЕР‖» (Екатеринбург, 28–30 апреля 2011 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141