СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Стратегия организации: Особенности ценностных ориентаций в различных возрастных группах

Современный этап развития общества характеризуется качественно новым состоянием всех сфер общественной жизни. Глубокому пере-осмыслению в общественном сознании подвергается система ценностей. В связи с этим ориентация на ценности становится актуальной пробле-мой. Ценностные ориентации личности выступают важнейшим фактором мотивации поведения человека и лежат в основе его социальных поступ-ков. Содержание и уровень развития личностных ценностей определяют меру социализации и степени вхождения индивида в систему социальных учреждений и общностей. Ценности, как известно, составляют ядро культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира, представляют прибежище свободы личности и выводят ее в область социального взаимодействия.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъектной образующей активности и самого субъекта в ней. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе – свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.

Проблема ценностей, ценностных ориентаций является предметом изучения многих социальных наук. Она изучается в социологии, философии, психологии. Философия рассматривает ценностные ориентации как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала, преломляются сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения.

В настоящее время ценностные ориентации рассматривают как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т.д.) ценностей, т.е. ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются обычно через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомы-слов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, ценностные ориентации, являясь одним из базовых личностных оснований, существуют внутри более широкого синтетического понятия – направленности личности, которая включает в себя доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Г. Ананьев, Л. Э. Пробст и др.).

В зарубежной психологии наравне с терминами ценность, ценностные ориентации используется понятие «аттитюд», обозначающий внутреннюю позицию человека, выражающуюся в готовности действовать в соответствии с предыдущим ценностным опытом. Так, например, по К. Клакхону, ценностные ориентации – субъективные концепции ценностей или разновидностей аттитюдов (установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.

Формирование ценностных ориентаций – это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания своей эпохи, класса, народа и ближайшего окружения. В психологии развития периодом интенсивного формирования ценностных ориентаций личности рассматриваются подростковый и юношеский возраст. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.

Актуальность изучения ценностных ориентаций личности именно в разных возрастных группах обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. Во многих работах рассматриваются только отдельные возрастные группы, но комплексного изучения по данной теме еще проведено не было.

Нами проведено изучение ценностных, смысложизненных ориентаций и особенностей притязаний в различных возрастных группах. В исследовании участвовало 60 мужчин и женщин трех возрастных групп (юношеский возраст, средний возраст, зрелый возраст) от 15 до 68 лет.

В результате проведенного исследования установлено, что в юношеском возрасте проявлена потребность в ограничении, пресечении действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Юноши и девушки склонны к предпринимательскому стилю жизни. Девушки полагают, что в их жизни не достаточно удовольствия, в том числе и чувственного. Для них больше, чем для юношей, важны эмоциональные проявления и свой внешний вид. Юношескому возрасту свойственно «жить настоящим», вера в то, что можно контролировать свою жизнь. У юношей наблюдается нормальный уровень адекватности самооценки интернальности. По сравнению с остальными возрастными группами, для данного возраста, имеют важное значение – интеллектуальные, телесные, эмоциональные и материальные объекты.

У испытуемых среднего возраста важную роль занимают потребности в личном успехе, социальном одобрении, достижении социального статуса или престижа, а также в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Мужчины и женщины данного возраста склонны к предпринимательскому стилю жизни, при этом так же, как и молодежь, осознают значимость повышения интернальности. Для мужчин важным в их жизни является независимость мышления и выбора действий в творчестве, исследовательской деятельности. Женщины считают важным сохранение благополучия людей, с которыми они находятся в частом личном контакте. Для среднего возраста важно иметь цель в будущем, учитывая предыдущий жизненный опыт, при этом респонденты данной возрастной категории полагают, что жизнь контролируется событиями, не зависящими от них. Следует отметить, что мужчины более самокритичны, чем респонденты всех остальных групп, а у женщин наблюдается адекватность самооценки интернальности. По сравнению с остальными группами, в пространстве притязаний данного возраста занимают особое значение объекты, относящиеся к производственным, профессиональным отношениям.

У испытуемых зрелого возраста проявилась потребность в независимости мышления и выборе действий. Мужчины и женщины показали склонность к традиционному стилю жизни, при этом они стремятся к повышению интернальности. Люди зрелого возраста живут своим прошлым, как бы подводя черту своей жизни, но, в то же время, стараются получить от настоящего как можно больше в эмоциональном плане. Большинство респондентов данной возрастной категории полагают, что они могут контролировать свою жизнь. У мужчин выявилась повышенная самоуверенность, а у женщин адекватность самооценки интернальности. У людей этого возраста наибольшая осмысленность жизни по сравнению с остальными группами. Еще одной особенностью данного возраста является то, что в пространстве притязаний как у мужчин, так и у женщин наиболее важное значение приобретают объекты конвенционального типа и объекты социального взаимодействия. Люди зрелого возраста наиболее озабочены своим здоровьем, безопасностью, а также здоровьем и безопасностью своей семьи. В силу жизненных коллизий их круг общения заметно сужается, поэтому, особое значение приобретает семья и соблюдение определенных традиций.

Таким образом, в ходе индивидуального развития – от юности к пожилому возрасту – смысложизненные ориентации претерпевают ряд качественных изменений и изменений интенсивности смысложизненной проблематики, а также на разных этапах онтогенеза выявляются некоторые особенности, подтвержденные результатами исследования, проведенного нами в рамках данной работы. Гендерные социальные роли в нашем обществе различны, следовательно, и ценностные, и смысложизненные ориентации мужчин и женщин различаются.

Проблема исследования ценностных ориентацией личности в разных возрастных группах остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей разных возрастов. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис проявляются в сознании всех социальных групп.

О. В. Мылтасова

Уральский государственный экономический университет,

Н. В. Шаньгина

Уральский институт практической психологии (Екатеринбург)

Материалы

XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – ―ПУТЬ НА СЕВЕР‖» (Екатеринбург, 28–30 апреля 2011 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601