Тема денег сегодня имеет особую актуальность и в реальной жиз-ни, и в науке. В мире активно развивается экономическая социология, предметными областями которой традиционно являются спрос, деньги, потребитель и т.д. В нашей стране эти проблемы в течение длительного времени не исследовались, деньги не являлись предметом изучения философии, социологии, экономической социологии, культурологии вооб-ще. В последнее время интерес к данной проблематике значительно воз-рос. Тем не менее, основные области отечественной экономической со-циологии и сегодня не включают институт денег1.
1 Радаев, В. В. Экономическая социология [Текст] / В. В. Радаев // Социология в России. М., 1998.
2 Малкина, М. Ю. Эволюция теории денег в экономической науке [Текст] / М. Ю. Мал-кина //Финансы и кредит. 2009. № 48.
В современном обществе деньги выполняют не только экономиче-ские, но и социальные, и культурные функции. Обычно они используют-ся для получения других ценностей, но, современная эпоха вновь пре-вращает их в самоцель, они обретают абсолютную ценность.
Сейчас состав материала денег все больше теряет значение, а со-циальный характер денег возрастает. Они становятся социальным инсти-тутом. Поэтому развитие денег – элемент глубокого культурного измене-ния, новая – денежная – форма культуры.
Деньги, становясь социальным институтом, развиваются, что в свою очередь указывает на элемент глубокого культурного изменения, появле-ния новой формы культуры. Поэтому появляется необходимость в ее изучении, что и является целью нашей работы.
Традиционно под ценностью понимается положительная или от-рицательная значимость объектов окружающего мира для человека, со-циальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами са-мими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятель-ности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и спо-собы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Поэтому мы можем говорить о том, что деньги являются ценностью.
В экономической науке существует несколько трактовок денег:
деньги – это всеобщий эквивалент, роль которого выполняет товар, обладающий всеобщей полезностью и всеобщей обмениваемостью (под-ход, развиваемый в марксизме и отчасти – в старой австрийской школе политэкономии);
деньги – это институт, созданный людьми для упрощения обмена, способствующий упорядочиванию рыночных отношений и сокращению транснациональных издержек рыночного взаимодействия (подход, разви-ваемый в современном институционализме);
сущность денег сводится к их функциям (прагматический подход, свойственный учебной литературе типа «Экономикс»)2.
Социальные ценности – нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами обще-ственного сознания.
30
Таким образом, социальная ценность денег – это представление о деньгах как о богатстве, власти и независимости, внедренное в созна-ние индивидуума методом внушения.
Делая небольшое отступление к истории становления института денег в обществе, мы должны признать, что их изобретение – величайшее достижение человеческого разума. Деньги являются самостоятельным от-ношением взаимозаменяемости и обмениваемости экономических объек-тов. И значение денег в обществе возрастало. Разделение труда наряду с развитием производительной силы человека, резко расширявшим добы-ваемых им благ, породили потребность в обмене продуктами труда. Пер-воначально это был простой натуральный обмен одной вещи на другую, который в небольших масштабах сохранился до сих пор и известен под названием «бартер». В таком товарообменном акте продажа одного товара была неизбежно сопряжена с куплей другого.
Далее начинается поиск наиболее удобных товарных денег, сопро-вож-даемый отказом от малотранспортабельных, изнашивающихся, неод-нородных денег. На денежную арену выходят слитки из меди, бронзы, а затем – серебра и золота. Социальная ценность денег во многом опреде-ляется наличием у них магической, сакральной, таинственной силы, ис-точником которой не в последнюю очередь является статус их первого владельца. Первые деньги, которые могли быть представлены талисмана-ми или медными пластинками, имели имена, свою «собственную индиви-дуальность». Каждый значительный слиток [меди] вождей имеет свое имя, свою собственную индивидуальность, свою собственную стоимость в полном смысле слова, магическую и экономическую. Говоря о первых деньгах, М. Мосс подчеркивал, что их стоимость субъективна и личностна и зависит от статуса владельца.
Впоследствии, учитывая мимолетность выполнения деньгами своей посреднической функции, крупные монеты в обращении были заменены «бумажками», не имеющими внутренней стоимости, но замещающими стоимость обозначенной на них монеты. Появились бумажные деньги, об-ратимые в любой момент в золото.
В последние десятилетия появились новые формы денег – элек-тронные и виртуальные деньги. В результате современный независимый, самостоятельный, самодостаточный человек реально не стал свободнее, чем были люди прошлого. Освободившийся от социальных обязательств и культурных идентичностей, межличностных отношений и социальных институтов, современный человек еще в большей степени, чем во времена К. Маркса, оказывается порабощенным деньгами как отчужденной фор-мой его собственной социальной сущности.
«Особенности проявления социальной ценности денег зависят не только от исторически сложившегося национального менталитета (что определяет различия западных, российской и восточных экономических
31
культур), но и от социальных характеристик ее конкретных носителей – индивидов; в том числе возраста человека, его принадлежности к опреде-ленному поколению. Происходящие в социуме изменения нередко выяв-ляются при сравнении различных поколений. Изучение специфики эконо-мической деятельности людей, принадлежащих к разным поколенческим группам, чье экономическое поведение и сознание формировались в раз-личных социальных и экономических условиях, позволит создать такие модели, которые смогут усилить прогностический потенциал и экономи-ческой и социологической теорий»1.
На сегодняшний день отношение к деньгам противоречивое. Одни считают, что деньги – это свобода, а другие – не в деньгах счастье.
«Деньги, – обличительно восклицает в XIV веке Беато Доминичи, – очень любят великие и малые, духовные и светские, богатые и бедные, монахи и прелаты; все подвластно деньгам. ... Эта проклятая жажда золота ведет обманутые души ко всякому злу; она ослепляет разум, гасит со-весть, затуманивает память, увлекает волю на ложный путь, не знает дру-зей, не любит родных, не боится бога и не имеет больше стыда перед людьми». Однако к XV веку наступает господство маммонистических тенденций. Повсюду богатство восхваляется как необходимое культурное благо, и страсть к наживе признается само собой разумеющимся настрое-нием населения.
Природа денег-символов – это их социальная ценность, которая яв-ляет собой представление о деньгах как о богатстве, власти, силе и неза-висимости. Это представление создается методом внушения, который зи-ждется на магическом способе мышления, характерном для ранних сооб-ществ.
Таким образом, чем больше созданных и накопленных символов составляют культурную традицию общества, тем выше социальная цен-ность денег. Постоянная смена символов в обществе, их переоценка, отказ от предыдущих символов в конечном счете приводит к снижению соци-альной ценности денег.
А. Е. Жданова, А. А. Александрова, Т. И. Егорова
Сибирский государственный индустриальный университет (Новокузнецк)
Материалы
XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – ―ПУТЬ НА СЕВЕР‖» (Екатеринбург, 28–30 апреля 2011 г.)
Количество показов: 17455