Третейские суды. Оспаривание решений третейских судов
Третейские суды. Оспаривание решений третейских судов
24 июля 2002 года был принят Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Закон о третейских судах). Согласно ст. 2 данного закона третейским судом является постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.
Тот или иной спор может стать предметом разбирательства в третейском суде лишь при наличии соглашения о том самих спорящих сторон. В этом его принципиальное отличие от государственного суда, создаваемого публичной властью в порядке, установленном законодательством о судоустройстве: компетенция этого суда определена процессуальным законом и не зависит от усмотрения сторон рассматриваемых в нем споров.
Как в любом арбитражном споре, в третейском разбирательстве одна из сторон ― проигравшая — остается недовольна. В этой ситуации у нее возникает естественное желание оспорить решение третейского суда.
Законом предусмотрены следующие основания для отмены решения третейского суда:
- третейское решение является недействительным по основаниям, предусмотренным Федеральным законом;
- сторона, участвующая в споре, не была должным образом уведомлена об избрании, назначении третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседании третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
- решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
- состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствует соглашению сторон или Федеральному закону;
- арбитражный суд в безусловном порядке отменяет решение третейского суда, если установит, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с Федеральным законом;
- решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением.
Требования к заявлению об отмене решения третейского суда установлены статьей 231 АПК РФ. В заявлении должны быть указаны:
- наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
- наименование и состав третейского суда, принявшего решение, место его нахождения;
- наименование сторон третейского разбирательства, их место нахождения или место жительства;
- дата и место принятия решения третейского суда, его номер;
- дата получения оспариваемого решения третейского суда стороной, обратившейся с заявлением об отмене указанного решения;
- требование заявителя об отмене решения третейского суда, основания, по которым оно оспаривается.
К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся:
конфиденциальность,
оперативность,
меньшая материальная затратность по сравнению с разрешением споров в государственном суде,
а также немедленное вступление решения в силу.
К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:
-возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:
-ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;
-пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;
-перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;
-обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;
-обязательность уплаты третейского сбора, как условия принятия третейским судом дела к своему производству, отсутствие процедуры освобождения неимущей стороны, которой необходимо обратиться за защитой нарушенного права в третейский суд, от уплаты третейского сбора.
К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой — либо ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение.
Как было указано выше, третейские суды не являются частью судебной системы Российской Федерации. Вместе с тем третейский суд (арбитраж) является органом, уполномоченным на разрешение спора, вытекающего из гражданских правоотношений, то есть судебным органом, который, как и государственный суд, независим от исполнительной власти и разрешает дела в соответствии со специальной процедурой.
С учетом действующего законодательства оспорить решение третейского суда не так просто. А если принимать во внимание еще и квалификацию и профессионализм третейских арбитров, то можно сделать однозначный вывод, что для отмены решения третейского суда требуются особые знания, неординарный подход и опыт участия в подобных процессах.