СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Взыскание обязательных платежей и санкций - Налоговое законодательство.

Внесены изменения в ст.48 Налогового кодекса РФ «Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В соответствии с изменениями, заявление о взыскании задолженности подается налоговым органом в суд, если общая сумма задолженности превышает 1 500 рублей. При этом заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с данного налогоплательщика, превысит 1 500 рублей. Исключением является случай, когда в течение трех лет со дня истечения срока самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов общая сумма задолженности не превысила 1 500 рублей. Тогда налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения. Другими словами теперь налоговая инспекция должна накапливать мелкие долги гражданина или ждать три года, прежде чем взыскать долги через суд.

Поправки облегчили работу нескольким ведомствам: Федеральная служба судебных приставов и суды были завалены копеечными производствами, где произвести взыскание стоило в несколько раз дороже самого долга. Начислялись долги в несколько рублей и даже копеек. Налоговые инспекции разводили руками, мол ничего не могут поделать: долги взыскиваются по данным компьютерных программ: гражданин просрочил на несколько дней оплату по транспортному налогу, тут же насчитались пени за просрочку в несколько копеек. Но закон есть закон и инспекции обязаны взыскивать любые суммы. Изначально предполагалось, что государственным органы должны будут взыскивать без суда небольшие суммы штрафов и пеней. При этом государство могло бы сэкономить на канцелярских, судебных расходах. Только при этом гражданин, если не согласен, должен был сам обжаловать решение. В таком случае долги взимались бы с человека легко, но возвратить бы их было очень трудно: с бумажной волокитой пока отсудишь, время пройдет, и пока получишь. А поскольку оспариваемые суммы малы, то редко кто и оспаривать бы взялся - больше расходов на то, чтобы их отсудить - и материальных и моральных. На это, наверное, и были рассчитаны надежды некоторых чиновников. Так или иначе, законопроект был внесен в Государственную Думу на рассмотрение. Но радует то, что в решении проблемы победил более трезвый подход. В итоге введена накопительная система до полутора тысяч рублей, которая как предполагалось, должна устроить всех - и налоговиков, и судей, и судебных приставов, и граждан, конечно. Однако в решении есть и острые углы.

По мнению некоторых юристов, мелкий долг сам по себе будет увеличиваться за счет начисляемых на него пени. Например, гражданин ничего не знал о начисленном налоге, тогда мелкие суммы в триста - четыреста рублей за три года могут автоматически возрасти до полутора тысяч. А не знать налогоплательщик может элементарно. Достаточно вспомнить систему доставки налоговых уведомлений - ох, уж эти наши почтовые ящики – если они вообще имеются, то без замков, то без дверей… И в такие опускается конверт с налоговым уведомлением, это просто чудо, что он хоть через раз, но попадает адресату. А поскольку мы еще не доросли до статуса добровольных добросовестных налогоплательщиков, то нет извещения - нет и долга по налогу. Особенно, если к долгу по налогу в 300-400 рублей прибавить еще и административный штраф за просрочку. При просрочке оплаты налогов образуется состав налогового правонарушения. Поэтому инспекция должна привлечь гражданина к налоговой ответственности, взыскав при этом 20 % от суммы задолженности по налогу.

Также к неуплаченной изначально сумме могут прибавляться новые долги, скажем, если гражданин не заплатит еще какой-нибудь налог. Если суммы в общем не составят полутора тысяч, налогоплательщик получит отсрочку. Но через три года он все равно будет обязан заплатить долги.

Рациональное зерно здесь определенно существует. Хочется надеяться, что заплатив в первый раз после трехгодичного срока круглую сумму, налогоплательщик уже будет сам ждать налоговое уведомление, чтобы вовремя заплатить и спать спокойно, как говорится в известной рекламе. Тут пока не приходится говорить о сознательности налогоплательщика, она вырабатывается в лучшем случае, десятилетиями. А что уж говорить о налоговых органах, судах и приставах, у которых появится возможность заниматься более серьезными делами, чем «копеечные». И, конечно, расходы на процедуру взыскания сократятся в n-ное количество раз. Считаю, что поправки в Налоговый кодекс и материально и морально оправданы. Только Налоговой инспекции стоит позаботиться о более надежном, чем простая почтовая доставка, способе извещения налогоплательщиков.

Запевалова Оксана Аликовна

Специалист по экономике и праву



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Арбитражный суд, защита гражданских прав': 669