СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Оспаривание ненормативных актов органов местного самоуправления

Возрастающая роль судебной власти в нашем государстве во многом обусловлена имеющимся у судов полномочием контролировать правовое содержание всех правовых актов, издаваемых органами законодательной и исполнительной власти. Это является, как обоснованно отмечается в юридической литературе, проявлением принципа «сдержек и противовесов».

Анализ юридической литературы и средств массовой информации показал, что активное подзаконное нормотворчество привели к необходимости исследования роли арбитражных судов как органов, осуществляющих нормоконтроль.

Целью этого вида нормоконтроля в узком значении является обеспечение соответствия нормативных правовых актов государственных и городских, других органов и должностных лиц федеральным законам и другим нормативным актам, имеющим огромную юридическую силу.

В этом случае, целесообразно сначала определить разницу между нормативными и ненормативными правовыми актами?

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной.

Признаки нормативных правовых актов:

  • · нормативный характер
  • · это правовой акт
  • · является результатом правотворчества
  • · общеобязательность
  • · оформление в виде официального документа
  • · определённый порядок группировки правовых норм

Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.

Иные правовые акты называются ненормативными.

Значение целевого нормоконтроля арбитражных судов русской Федерации как формы судебного контроля законности актов, действий (бездействия) органов местного самоуправления в более широком смысле определил М.В. Савицкий: «В контексте системы сдержек и противовесов судебную власть характеризует не столько правосудие (в традиционном смысле), сколько юридическая возможность оказывать активное влияние на решение и деяния законодательной и исполнительной властей, «уравновешивать» их.

Согласны с мнением М.В. Савицкого, так как оспаривание ненормативных правовых актов органов местного самоуправления отвечает интересам, как отдельных людей, организаций, так и страны и общества в целом.

Особенное значение эта форма нормоконтроля приобретает при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Главой 24 АПК РФ предусмотрено особенный порядок рассмотрения данной категории дел. Граждане, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону, либо иному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создают другие препятствия для воплощения предпринимательской и другой экономической деятельности.

Согласно п. 4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Мишень такового нормоконтроля сформулирована в самом законодательстве. На основании п. 3 Ч. 4 И п. 3. Ч.5 Ст. 201 АПК РФ при ублажении заявления по данной категории дел суд должен возложить на соответствующий государственный либо городской, другой орган либо должностное лицо обязанность совершить определенные деяния или другим образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Эффективность такового контроля может быть доказана данными о работе Арбитражных судов.

В 2009 году количество общественных, в том числе административных споров в арбитражных судах возросло на 3,2 %, при этом общее количество заявлений, поступивших в арбитражные суды на 14% превысило аналогичные данные 2008 года.

В 2010 году количество обращений организаций и людей с целью решения административных споров продолжает расти, что свидетельствует о дальнейшем развитии института судебного контроля и его эффективности.

Считаем, что целевой контроль ненормативных правовых актов органов местного самоуправления и их оспаривание выступает как инструмент повышения эффективности правосудия.

Баранова Екатерина Сергеевна

Специалист по экономике и праву



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Арбитражный суд, защита гражданских прав': 669