СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Оспаривании нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ

Что можно оспорить? Оспаривать можно всё что угодно, ведь спор имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. С возникновением современной российской государственности граждане и организации в нашей стране получили возможность оспорить непосредственно в суде незаконные решения, действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, должностных лиц, нарушающих их права, не апеллируя при этом к вышестоящим в порядке подчиненности органам и должностным лицам. Данное право закрепляется в Конституции РФ (часть 2 статьи 46) и выступает как один из важнейших элементов конституционного права на судебную защиту.

При рассмотрении данной темы, прежде всего, интересует возможность судебного оспаривания решений официальных властей. Как известно, решения властных органов бывают двух видов: ненормативного и нормативного характера. Решения нормативного характера представляют собой нормативные правовые акты, т.е. правовые акты, содержащие нормы права (правила поведения, рассчитанные на многократное применение персонально неопределенным кругом лиц). Из этого следует, что граждане и организации могут оспорить в суде любые нормативные акты любых публичных органов и должностных лиц. Действующая в Российской Федерации система судебного оспаривания нормативных актов включает в себя практически все суды, существующие в нашей стране (за исключением мировых судей): начиная от судей районного звена и заканчивая Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Отличительной особенностью дел об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ можно назвать их публичный характер, поскольку в спорных правоотношениях участвует государство либо муниципальное образование в лице органов, должностных лиц, уполномоченных на осуществление публичных функций, а также лица, на которых направлены обязательные к исполнению распоряжения, иные властные действия. В таких спорах имеет место юридическое неравенство их участников, находящихся друг с другом в отношениях власти и подчинения.

Общим признаком для обеих категорий дел является их связь со сферой предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом данного критерия определяется компетенция арбитражных судов в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации 2002 года. Особенностям рассмотрения таких дел посвящена глава 23 названного Кодекса.

Согласно части первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, другим органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебной практике имеют место случаи, когда заявители ошибочно определяют оспариваемый правовой акт как нормативный, а в действительности он таковым не является, может быть ненормативным правовым актом, и по правилам главы 23 АПК РФ такое заявление не рассматривается. И напротив, ошибочная квалификация судом оспариваемого правового акта приводит к неблагоприятным последствиям для заявителя, который фактически лишается возможности защитить свои права выбранным им способом.

Из судебной практики. Гражданка Д. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующей статьи 24 Налогового кодекса РФ. Поводом для обращения в арбитражный суд послужило списание Сберегательным банком РФ в лице филиала как налогового агента в соответствии со статьей 226 НК РФ со счета гражданки Д. 157 857 рублей налога с процентных доходов по номерному вкладу.

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, производство по делу прекращено в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Оставляя судебные акты без изменения, кассационная инстанция сослалась на часть первую статьи 192 АПК РФ и указала, что, поскольку Д. не является индивидуальным предпринимателем, предпринимательской и иной экономической деятельностью не занимается, вывод судебных инстанций о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, является правильным (дело № А56-31706/08)

Что касается вопроса об оспаривании в арбитражном суде нормативных актов, изданных органами местного самоуправления, необходимо отметить следующее.

Статьей 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. В судебной практике создалась неоднозначная ситуация с применением данной статьи Закона.

Из судебной практики. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения правления Региональной энергетической комиссии в части утверждения тарифов на электрическую энергию для потребителей Псковской области. Уточнив заявленные требования, общество просило признать указанное решение и приложение к нему частично недействительными.

Определением суда производство по делу прекращено за неподведомственностью спора арбитражному суду.

Отменяя данный судебный акт и направляя дело в арбитражный суд для рассмотрения по существу, кассационная инстанция указала, что оспариваемое решение устанавливает тарифы на электрическую энергию по группам потребителей, а не в отношении конкретных потребителей; тарифы рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по электроснабжению. Однако, с учетом необходимости обеспечения доступности правосудия, заявление Общества подлежит рассмотрению по подведомственности в арбитражном суде (дело № А52/107/2009/2)

В заключении хотелось бы сказать о том, что оспаривание в суде нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ – явление объективное и практически неизбежное. Это – реальность нашего времени, с которой нельзя не считаться. До сих пор авторитет органов государственной власти для большинства россиян, к сожалению, кажется абсолютным, однако, как показала практика, все мы люди и всем нам свойственно ошибаться. Понимание закона, как и его толкование не всегда бывает однозначным, что позволяет представителям органов власти иногда принимать не совсем верные решения при принятии различного рода документов. Следует признать, что предоставление граж­данину права обжаловать акты органов государственной власти является эффективным средством воздействия против неправо­мерных решений этих органов и имеет большое положительное значение в становлении гражданского общества и правового государства.

Павловская Анастасия Викторовна

Специалист по экономике и праву



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Арбитражный суд, защита гражданских прав': 669