Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.
Наиболее важной проблемой, сдерживающей развитие малого бизнеса в РФ, является несовершенство налогового законодательства. В последнее десятилетие у нас много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы приято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако, несмотря на все это жить представителям малого бизнеса в России легче не стало. И самая главная причина этому – непосильные налоги.
Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально – экономический, а так же, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким слоям общества. Оно является, одновременно, как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг. Образует, при этом, самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкости позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденции монополизации рынков.
Но в тоже время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только противопоставляется мелкому. Напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а, взаимодополняют друг друга.
Особый режим налогообложения принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменившейся конъюнктуре рынка.
Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице.
Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого предпринимательства за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.
Положения главы 26.2 Налогового Кодекса РФ позволяют организациям и индивидуальным предпринимателям совмещать уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности с применением упрощенной системы налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
Однако правило п. 1 ст. 346 НК РФ не означает, что упрощенная система налогообложения может примяться налогоплательщиками одновременно с общей системой налогообложения. Поскольку общая система налогообложения, так же как и упрощенная, распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды, то упрощенная система, как пояснил Конституционный Суд РФ в Определении от 16.10.2007. № 667- О-О, не может применяться одновременно с общей системой налогообложения.
В актах судов кассационной инстанции приводился вывод о том, что на применение упрощенной системы налогообложения организация переходит не в отношении какого – либо конкретного вида предпринимательской деятельности, а в целом.
Переход происходит по всем видам деятельности, не подпадающим под действие иных обязательных специальных налоговых режимов (Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо –Западного округа от 06.08.2007. по делу № А 56-24073/2006, от 11.03.2008. по делу № А 532-1506/2007.) Переход на упрощенную систему или возврат к иным режимам осуществляются добровольно. Однако право на переход к этой системе налогообложения возникает у субъектов, которые выполняют установленные главой 26.2. НК условия.
Арбитражная практика пришла к единому выводу о том, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и пятидневный срок на его подачу не является пресекательным. Устанавливая срок подачи заявления, ст. 346.13 НК РФ не определяет основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе в связи с пропуском сроков подачи заявления в налоговый орган.
Таким образом, подача налогоплательщиком заявления о применении упрощенной системы налогообложения по истечение пяти дней с даты постановки на учет в налоговом органе не может служить основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения с момента ее создания (регистрации). На это указывает Постановления ФАС Уральского округа от 08.04.2008. № Ф 09-2173/08-СЗ, от 10.012008. № Ф09-1098/07- СЗ; ФАС Московского округа от 24.03.2008. № А 40-36538/07-108-184.
Преимуществом использования данного налогового режима является ведение достаточно простого учета без применения способа двойной записи, утвержденного планом счетов и действующими положениями по бухгалтерскому учету.
Другое неоспоримое преимущество – замена нескольких налогов одним.
Для дальнейшей оптимизации системы упрощенного налогообложения необходимо:
- снижение налогового бремени - снижение налоговых ставок УСН;
- унификация критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства;
- введение добровольного перехода на систему вмененного налогообложения, поскольку данная система недостаточно эффективна в современных российских условиях;
- формирование полного перечня затрат, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой базы – совокупного дохода.
Реализация этих предложений даст следующие результаты:
- уменьшится налоговое бремя;
- возрастет стабильность и предсказуемость налоговой системы;
- расширяется круг хозяйствующих субъектов, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения;
- возрастет нейтральность и объективность налоговой системы.
Абрамушкина Елена Владимировна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 5178