Исследование дисквалификации, а также порядка применения и института административной ответственности в целом относится к актуальным проблемам современной административно-правовой науки. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые в наиболее обобщенном виде могут быть представлены следующим образом.
Во-первых, каждый вид административного наказания направлен на борьбу с административными правонарушениями, которые, безусловно, относятся к наиболее массовым видам правонарушений и в силу своей массовости могут особенно негативно влиять на состояние правопорядка.
Во-вторых, применение дисквалификации, по моему мнению, - это новая попытка законодателя повысить эффективность административной ответственности, направленная на уменьшение количества административных правонарушений в такой непростой сфере, как экономическая деятельность, где прежние виды административного наказания оказались недостаточно эффективными.
В-третьих, административные правонарушения, которые совершаются юридическими лицами или от их имени представителями (в первую очередь руководителями), как правило, гораздо больше затрагивают права и свободы человека, чем правонарушения, совершенные физическими лицами, не обладающими соответствующими полномочиями.
Итак, дисквалификация это лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).
В КоАП содержится достаточное количество составов за которые можно назначить наказание в виде дисквалификации (ст. ст. 14.12, 14.13, 14.25, 14.29, 14.32, 14.33, 19.5, 5.53, ч. 2 ст. 5.27 КоАП). В случае если действия (бездействие) носили злостный характер (ст. 14.23 КоАП РФ), то уголовная ответственность за содеянное должна наступать по ст. 315 УК РФ.
Правонарушитель наказывается не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Судебная практика является противоречивой в отношении данного вида наказания. Достаточно часто, узнав об увольнении по собственному желанию должностного лица до рассмотрения дела некоторые судьи прекращают дело по этим основаниям. Виновное же лицо остается безнаказанным, после чего оно снова занимает ту же должность и осуществляет прежнюю деятельность. Считаю, что на такие судебные решения необходимо прокурорское реагирование.
Во-первых, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в органах и осуществлять виды деятельности, перечисленные в ст. 3.11 КоАП РФ, на определенный период (от 6 мес. до 3 лет).
Во-вторых, дисквалификация установлена для защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения административных правонарушений в сфере экономической деятельности. По своей сути она представляет собой ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.
В-третьих, в целом составы административных правонарушений, санкциями которых установлено данное наказание, немногочисленны. Они содержатся в нескольких статьях КоАП. Однако по степени общественной опасности эти правонарушения граничат с преступлениями, отсюда и весьма строгое наказание. Дисквалификация имеет сходство с таким видом уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).
В-четвертых, судья, устанавливая наказание в виде дисквалификации, должен руководствоваться тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела (а не увольнение) не позволяют сохранить за правонарушителем право занимать определенные должности или заниматься предпринимательской деятельностью не только на момент рассмотрения дела, но и на будущее (от 6 мес. до 3 лет).
В-пятых, установление годичного срока давности привлечения к административной ответственности (ч. 3 ст. 4.5 КоАП) за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации со дня совершения или обнаружения правонарушения, обусловлено повышенной общественной вредностью и трудностью выявления таких административных правонарушений.
Прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, потому как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.
Я считаю, поскольку на момент совершения правонарушения должностное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя предприятия и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.
Шагивалеева Надежда Борисовна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 11538