Среди экономических рычагов воздействия на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, сроки отчетности и уплаты, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в разных направлениях.
Между инспекторами и налоговыми агентами часто возникают споры, связанные с неверным исчислением и уплатой налогов в бюджет. Такие споры возникают как по поводу недоимки, нарушения сроков отчетности и уплаты налогов и сборов, а так же по излишне исчисленным и уплаченным суммам, подлежащих возврату из бюджета. При этом далеко не всегда арбитражные суды поддерживают позицию налоговиков.
В данной статье коротко рассмотрим размеры штрафов за несвоевременное предоставление налоговых деклараций и несообщение о выплаченных доходах, а также способы возврата излишне уплаченных либо излишне взысканных налоговыми органами сумм в бюджет.
Штраф за несвоевременное предоставление налоговых деклараций и несообщение о выплаченных доходах - Возврат из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками
Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ) регламентирует отношения налогоплательщиков и налоговых органов. Ст. 23 п.1 п.п.4 гласит, что плательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством. Сроки представления бухгалтерской отчетности, деклараций и расчетов по каждому виду налога так же установлены НК РФ.
За несвоевременное представление налоговых деклараций, а также сведений, необходимых для осуществления налогового контроля НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций. Налоговая ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций регламентируется ст. 80 НК РФ. Размер штрафных санкций предусмотрен ст. 119 НК РФ и зависит от количества дней просрочки:
- Непредставление налоговой декларации в установленные сроки до 180 дней - 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (максимум 30% от суммы налога, минимум 100 рублей).
- От 181 дня - 30% от суммы налога + штраф до 180 дней + 10%за каждый месяц начиная с 181 дня.
Несвоевременное перечисление налога влечет взыскание пени за каждый день просрочки, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В ходе налогового контроля инспекции активно используют право, предоставленное им ст. 93.1 НК РФ по истребованию у контрагента или у иных лиц документов, касающихся деятельности проверяемого плательщика. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.129.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
Если налогоплательщик повторно совершает те же деяния в течение календарного года, взыскание штрафа происходит в размере 5 000 рублей.
Ст.112 НК РФ также предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Штрафные санкции могут снизить вышестоящий налоговый орган и арбитражный суд. Размер штрафа может быть сокращен не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
Как показывает практика, даже при беспрекословном соблюдении налогоплательщиком норм налогового права суммы налога, пени и штрафов могут оказаться излишне уплаченными или взысканными. Переплата может возникнуть не только у налогоплательщика, но и у налогового агента, а также плательщика сбора. Такие случаи регламентируются главой 12 НК РФ.
Решение таких ситуаций возможно двумя способами, это либо зачет, либо возврат излишне уплаченного налога.
Возврат – возмещение из бюджета уплаченных в счет погашения налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налоговым органом за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 7 ст. 78 , п. 1 ст. 79 НК РФ данный способ может быть использован только при условии отсутствия недоимки перед тем бюджетом, в который произошла переплата. Наличие недоимки устанавливает налоговый орган и в случае решения вопроса о возврате излишне уплаченного налога в суде обязанность по доказыванию наличия недоимки ложится на налоговый орган.
Возврат происходит за счет того бюджета, в который произошла переплата такое положение вытекает из п. 9 ст. 78 НК РФ. Возвращает сумму излишне уплаченного налога инспекция по месту учета налогоплательщика.
Заявление в налоговый орган о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога может быть подано только в течение 3 лет с момента переплаты.
Налоговый орган по заявлению налогоплательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей выносит решение в течение 5 дней. В любом случае, налогоплательщик должен быть проинформирован о принятом по его заявлению решении в течение двух недель с момента подачи заявления.
Возврат налоговым органом может быть осуществлен при соблюдении ранее рассмотренных условий. Необходимо также иметь в виду, что не всякие суммы может вернуть налоговый орган. Так, вернуть суммы уплаченных штрафов возможно только в судебном порядке. В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в месячный срок со дня подачи заявления о возврате.
В случае, когда налоговый орган отказал в возврате указанных сумм, либо налогоплательщик не получил ответа в установленный законом срок, налогоплательщик имеет возможность решения вопроса в судебном порядке.
Заключение
Таким образом, налоговое законодательство предусматривает несколько процедур как по наложению штрафов за нарушения сроков сдачи отчетности и уплаты налогов, а так же возмещения излишне уплаченных в бюджет средств. Практика правоприменения по данному вопросу пусть и недостаточно большая и порой противоречивая, но уже есть. Очевидно, что контролируемые органы имеют немного большую власть в рассмотренных вопросов нежели налогоплательщики. Однако радует, что налогоплательщики имеют некие гарантии ответственности государства за деятельность своих органов в форме защиты своих прав при наложении штрафов и возмещения убытков причиняемых при невозврате, либо несвоевременном возврате излишне уплаченных средств. Одним из примеров о защите государства в изложенных выше вопросах является то, что мер по начислению процентов за просрочку возврата законодательство не предусматривало, а сейчас при должном усердии юристов организации и граждане в состоянии защитить свои права в налоговой сфере.
Стасевич Наталья Викторовна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 8091