В настоящее время в российском законодательстве можно относится к довольно развитым, оно широко охватывающим все сферы общественных отношений. Однако все же пробелы в законодательстве неизбежным. Причин для этого много, к ним можно отнести: устаревание законодательства; упущение, в следствии не охватывается какая-либо ситуация или группа ситуаций; юридико-технические ошибки и др.
На органы судебной власти ложится ответственность за разрешение ситуаций, возникающих в результате таких пробелов.
Арбитражными судами рассматриваются дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе и об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).
В статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ (абз. 9 п. 2) к подведомственности арбитражных судов отнесены, в частности, споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Это акт имеющий индивидуальный характер, то есть в отличии от нормативного акта, устанавливать, изменять и отменять права и обязанности конкретных лиц.
Ненормативный правовой акт может быть в форме указа, постановления, решения, распоряжения, приказа и др.
Сторонами в деле о признании недействительности ненормативного акта, как и в любом гражданско-правовом деле являются истец и ответчик.
Истцы – организации или граждане, предъявляющие в своих интересах или в интересах которых был предъявлен иск. В деле о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов истцами являются лица, чьи права и интересы нарушаются соответствующим ненормативным актом. так же истцом могут выступать прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.
Ответчиками становятся органы, которыми был принят ненормативный акт, нарушающий законные права и интересы указанных в деле лиц. Например, налоговые, таможенные органы, Банк России, Мингосимущество России, органы валютного и экспертного контроля и др.
В делах о признании недействительности ненормативных актов имеется ряд особенностей, в частности согласно статье 14 АПК РФ данные дела рассматриваются судом коллегиально. Это означает, что в состав суда должны входить трое или иное нечетное количество судей.
При рассмотрении дела арбитражным судом исследуются представленные сторонами доказательства. Согласно статье 53 АПК РФ ответчик обязан доказать обстоятельство, послужившее основанием для принятия акта и то что оно, принятии, возлагается на данный орган.
В свою очередь истец должен доказать факт нарушения своих законных прав и интересов. Если в ходе судебного разбирательства не будет обнаружено нарушение прав и интересов истца, то арбитражный суд не в праве выносить решение о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Решение арбитражного суда должно быть представлено в письменном виде и подписано всеми судьями, участвующими в деле. Решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, установленных в статье 127 АПК РФ.
Согласно статье 135 АПК РФ решение Арбитражного суда вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия, однако решение о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов подлежит немедленному исполнению.
На практике исковые требования о признании недействительными ненормативных актов наиболее часто вытекают из налоговых правоотношений и относятся к актам государственных органов, наделенных правом взыскивать налоги (сборы) в безакцептном порядке и правами по осуществлению налогового контроля в целом. Такими правами действующее законодательство наделяет, в первую очередь, налоговые органы (к которым ст. 9 НК РФ относит Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации). В пределах своей компетенции соответствующими полномочиями пользуются также органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы (статьи 9, 45, 82 и некоторые другие нормы НК РФ).
В заключение следует сказать, что подавая в арбитражный суд исковое заявление о признании недействительным ненормативного акта, истец обращается за гарантированной ему государством защитой нарушенного права. При этом для него не имеет значения то обстоятельство, кем именно подписан обжалуемый акт. Существенным в подобной ситуации является лишь факт нарушения его законных прав и интересов ненормативным актом, который он и требует признать недействительным (на основании его несоответствия закону). Поэтому представляется, что ненадлежащее оформление ненормативного акта (подписание его не управомоченным на это лицом) не только ни в коей мере не должно ограничивать право истца на оспаривание его в суде, но и само по себе может и должно являться основанием для удовлетворения исковых требований и признания такого акта недействительным.
Корякова Елена Борисовна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 9189