Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Классифицировать земельные участки можно по следующим признакам:
- по цели использования,
- по наличию прав граждан, юридических лиц на участки,
- по наличию на земельном участке строений,
- по признаку делимости земельного участка.
Субъектами приватизации земельных участков могут выступать как граждане РФ так и юридические лица.
Само количество документов, необходимых для оформления участка в собственность достигает более двух десятков, причем некоторые из них требуют большого количества согласований.
Сделки с земельными участками совершаются в письменной форме и согласно статьи 164 ГК РФ в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежат государственной регистрации в ЕГРП.
Для приобретения земельного участка в собственность в порядке приватизации, необходимо подать об этом соответствующее заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Земельный кодекс РФ не предусматривает никаких ограничений или исключений для возможности приватизации земли. Однако на практике эти ограничения существуют, и они не являются противозаконными.
Изымать ограниченные земли у владельцев за исключением случаев допускаемых законодательством никто не будет. Важно лишь допускать соблюдение правил режима использования земельного участка.
Указанные выше ограничения устанавливаются актами органов государственной власти или местного самоуправления бессрочно или на определенный срок. Для обеспечения условий соответствия ограничениям исполнительные органы отказывают в приватизации некоторых земельных участков. Решения, устанавливающие ограничения, можно обжаловать в судебном порядке, но при наличии оснований, они все же будут установлены решениями судов.
Федеральными законами прямо предусмотрен запрет на приватизацию некоторых земельных участков. Например, водные объекты, находящиеся в государственной собственности (и тем самым земли водного фонда), не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Оборот земель лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение иных сделок, которые могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Можно перечислить некоторые случаи, которые официально ограничивают право приватизации земельных участков. Но на практике при приватизации земли могут возникнуть и иные проблемы.
Например, когда в случаях на земельном участке в настоящее время находится какой-либо объект недвижимости, который изменен или реконструирован. Органы государственной власти или органы местного самоуправления при решении вопроса о приватизации такого земельного участка особый акцент сделают на возведенные здания и сооружения: если собственник реконструированного строения, не узаконил его в новом виде, он не имеет право собственности на него, а соответственно и утратил права на земельный участок.
С одной стороны, право на реконструируемое строения необходимо вновь приобретать, но что касается судьбы земельного участка, то право на него не могло измениться и осталось за пользователем, как и ранее. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного пользования или имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, сохраняют свои права на них. А в соответствии с Земельным кодексом получают право приобрести их в собственность, в том числе и в порядке приватизации.
Многие собственники зданий, строений не обладают никакими правами на расположенные под ними земельные участки, это так называемое фактическое пользование земельным участком. В этом случае закон предусматривает возможность покупки или аренды собственниками зданий расположенных под ними земельных участков. Вместе с тем он прямо не указывает на лицо, правомочное принимать решение о том, на каком праве приобретать земельный участок: в собственность или в аренду. Это неопределенность уже породила споры между собственниками зданий и собственниками земельных участков. Первые полагают, что участок должен быть предоставлен им на том праве, какое они сами выберут, а вторые считают, что право выбора принадлежит в этом случае им, как собственникам участков.
Процедура изъятия из оборота земельных участков в наши дни отсутствует. И решить этот вопрос смогут: закон о резервировании земельных участков и правила землепользования и застройки, принятые на уровне местного самоуправления. Однако указанные акты на сегодняшний день находятся только в проекте.
В судебной практике существует множество споров и спорных решений по категории приватизации земли, например, такие как:
Одной из проблем для предприятий стало постановление президиума ВАС от 14 марта прошлого года по делу ОАО "Новокурский металлургический комбинат". Суд отказался отнести на себестоимость продукции свыше 1 млрд. руб., затраченных компанией в 2003 году на выкуп земельного участка, поскольку они не являются амортизационными отчислениями, и признал законными 257,7 млн. руб. претензий по налогу на прибыль.
Высший арбитражный суд отказался изменить свою позицию, по которой собственники строений, взявшие землю в аренду, лишаются права выкупа участков по льготной цене. Это означает, что земля под большинством предприятий в ближайшее время приватизирована, не будет: даже льготные цены показались предприятиям высокими, и они выбрали аренду в надежде на изменение ситуации.
Земельный кодекс, действующий с 30 октября 2001 года, обязал собственников строений либо выкупить земельные участки, находящиеся в пользовании, по цене от 5 до 30 ставок земельного налога, либо взять их в аренду. Сделать это необходимо до 1 января 2008 года. Ряд спорных вопросов, возникавших в судебной практике, пленум ВАС разъяснил в постановлении от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Постановление запрещает местным администрациям отказываться продавать землю, но в нем есть пункт, по которому арендатор земельного участка, заключивший договор аренды после введения в действие Земельного кодекса, утрачивает право выкупа земельного участка по льготной цене.
Президиум ВАС отказался создать прецедент, позволяющий арендаторам выкупать землю по льготным ценам. Предприниматель из Омской области Андрей Медведев просил суд обязать местную администрацию продать ему участок под зданием автосервиса, а предприниматель из Московской области Олег Золотов - участки под торговыми павильонами. Оба предпринимателя вначале арендовали землю (после введения в действие Земельного кодекса), а потом, когда сроки аренды истекли, попытались ее приватизировать. Суды первой инстанции оба иска удовлетворили, но кассационные суды отказали предпринимателям в праве на приватизацию, сославшись на постановление пленума ВАС. Коллегия ВАС 27 марта передала оба дела в президиум, полагая, что отказ в праве на приватизацию противоречит Земельному кодексу. Но президиум ВАС
Приватизация выступает лишь одной из составных частей общей концепции перехода к новой экономической системе, основанной на функционировании цивилизованных рыночных отношений. Параллельно развитию процесса разгосударствления в обществе должны происходить сдвиги и в других сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни, стимулирующие эффективное функционирование нарождающейся частной собственности и уравнивающие ее в правах с государственной. В экономической области – это, прежде всего ликвидация монополий и создание благоприятных условий для развития здоровой конкуренции, коммерциализация существующих госпредприятий, создание мощной финансовой и банковской системы, стимулирующей и обеспечивающей гарантиями малый и средний бизнес. В социальной области – это смягчение последствий возрастающей дифференциации в доходах, распределение тягот приватизации на все слои общества и растягивание этого процесса во времени.
Берcеневa Ольга Сергеевна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 6890