24 июля 2002 года был принят Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Закон о третейских судах). Согласно ст. 2 данного закона третейским судом является постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.
Тот или иной спор может стать предметом разбирательства в третейском суде лишь при наличии соглашения о том самих спорящих сторон. В этом его принципиальное отличие от государственного суда, создаваемого публичной властью в порядке, установленном законодательством о судоустройстве: компетенция этого суда определена процессуальным законом и не зависит от усмотрения сторон рассматриваемых в нем споров.
C принятием Закона о третейских судах был усилен государственный контроль за решениями третейских судов в случае возникновения конфликта между участниками третейского соглашения.
Как в любом арбитражном споре, в третейском разбирательстве одна из сторон ― проигравшая — остается недовольна. В этой ситуации у нее возникает естественное желание оспорить решение третейского суда.
Законом предусмотрены следующие основания для отмены решения третейского суда:
- - третейское решение является недействительным по основаниям, предусмотренным Федеральным законом;
- - сторона, участвующая в споре, не была должным образом уведомлена об избрании, назначении третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседании третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
- - решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
- - состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствует соглашению сторон или Федеральному закону;
- - арбитражный суд в безусловном порядке отменяет решение третейского суда, если установит, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с Федеральным законом;
- - решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением.
Требования к заявлению об отмене решения третейского суда установлены статьей 231 АПК РФ.
В заявлении должны быть указаны:
- - наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
- - наименование и состав третейского суда, принявшего решение, место его нахождения;
- - наименование сторон третейского разбирательства, их место нахождения или место жительства;
- - дата и место принятия решения третейского суда, его номер;
- - дата получения оспариваемого решения третейского суда стороной, обратившейся с заявлением об отмене указанного решения;
- - требование заявителя об отмене решения третейского суда, основания, по которым оно оспаривается.
Как было указано выше, третейские суды не являются частью судебной системы Российской Федерации. Вместе с тем третейский суд (арбитраж) является органом, уполномоченным на разрешение спора, вытекающего из гражданских правоотношений, то есть судебным органом, который, как и государственный суд, независим от исполнительной власти и разрешает дела в соответствии со специальной процедурой.
С учетом действующего законодательства оспорить решение третейского суда не так просто. А если принимать во внимание еще и квалификацию и профессионализм третейских арбитров, то можно сделать однозначный вывод, что для отмены решения третейского суда требуются особые знания, неординарный подход и опыт участия в подобных процессах.
Брак (Сумина) Яна Андреевна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 2074