В виду развития экономических отношений, появления и расширения в них иностранного элемента происходит переоценка роли третейского суда участниками данных отношений. Усиление роли третейского разбирательства и увеличение количества дел, рассматриваемых третейскими судами и международными коммерческими арбитражами в последние годы, свидетельствуют как об оздоровлении российской экономики, так и о совершенствовании правового поля, позволяющего развиваться вышеуказанным юрисдикционным органам и процедурам.
Нюансы процесса
В принятых недавно АПК РФ и ГПК РФ вопросам оспаривания решений третейского суда и выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда посвящены отдельные главы. Ранее вопросы регулировались указанными кодексами фрагментарно, отдельные вопросы рассматривались с применением аналогии права и аналогии закона.
Первый вопрос, с которым сталкивается участник третейского разбирательства, в какой орган правосудия (суд общей юрисдикции или арбитражный суд) он может обратиться с оспариванием вынесенного решения третейского суда или за выдачей принудительного листа на его исполнение. Этот вопрос разрешается с учетом подведомственности спора, рассмотренного и разрешенного третейским судом.
В ст. 22 ГПК и гл. 4 параграф 1 АПК РФ отображены общие правила разграничения подведомственности (следует отметить значительно расширенную компетенцию арбитражных судов по сравнению с ранее действовавшим законодательством - см. ст.29, 31, 32, 33 АПК РФ), и специальные, установленные п.5 ч.1 ст.22 ГПК РФ и ст.31, п.1 ст.230, п.1 ст.236 АПК РФ. Орган правосудия, в который можно обратиться с оспариванием решения третейского суда либо за выдачей исполнительного листа на его принудительное исполнение будет определять субъектный состав и характер спорных правоотношений в рассмотренном третейским судом деле в совокупности. Если спор возник при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности и его участниками являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, это ведомственность АС (ст.31 АПК РФ). Остальные случаи - суд общей юрисдикции (п.5 ч.1 ст.22 ГПК РФ). Процедура принудительного исполнения решения третейского суда или международного коммерческого арбитража будет зависеть от того, где находится суд, вынесший такое решение.
Если третейский суд или международный коммерческий арбитраж, который вынес решение, находится в иностранном государстве, дело рассматривается по нормам главы 31 Арбитражного процессуального кодекса «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений» (ч. 1 ст. 241 АПК РФ). Например, Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма вынес решение, удовлетворив иск испанской компании, предъявленный к российской компании. Если данное иностранное арбитражное решение не будет исполнено ответчиком добровольно, оно потребует признания и приведения в исполнение на территории того государства, где у ответчика имеется имущество. И если это имущество будет обнаружено на территории Российской Федерации, требование о признании и приведении в исполнение этого иностранного арбитражного решения может быть предъявлено испанской стороной в российский арбитражный суд. Дело о признании и приведении в исполнение такого решения будет рассматриваться по правилам главы 31 кодекса.
А в ситуации, когда третейский суд или международный коммерческий арбитраж вынес решение на территории Российской Федерации, применяются другие правила. Требование о приведении в исполнение третейского решения должно быть заявлено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 30 Арбитражного процессуального кодекса «Производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда».
Определение подсудности
Второй вопрос - определение подсудности рассматриваемых категорий дел. Действующие ГПК РФ и АПК РФ данные вопросы регулируют аналогично друг другу, однако АПК РФ содержит в себе некоторые противоречия, что с необходимостью обязывает правоприменителей толковать установленные законодателем нормы.
В соответствие с ч.2 ст.418 ГПК РФ заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом.
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в районный суд по месту жительства или месту нахождения должника либо, если место жительства или место нахождения неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства - ч.2 ст.423 ГПК РФ. Оба эти правила определения подсудности судов общей юрисдикции по рассматриваемым делам содержат исчерпывающие положения, не вызывают споров и могут быть отнесены к правилам исключительной подсудности. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. В том случае, если решение Третейского суда не исполнено добровольно, оно может быть исполнено в принудительном порядке по правилам исполнительного производства. Порядок принудительного исполнения состоявшихся решений третейских судов предусмотрен ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда согласно п.п. 2, 4 ст. 45 ФЗ № 102 может быть подано стороной, в пользу которой было вынесено решение, в компетентный суд не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения Третейского суда.
С определением подсудности в арбитражном процессе дела обстоят несколько иначе. Гл.30, параграф 2 АПК РФ - заявления о выдаче указанных исполнительных листов подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства не известно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства. Заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения. Определение может быть обжаловано в кассационной инстанции в течение месяца.
Апелляционное обжалование этого определения не предусмотрено.
Приостановление исполнения решений
По общему правилу принудительное исполнение судебного акта возможно только после его вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, - п.1 ст.318 АПК РФ. Принудительное исполнение производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа - п.2 ст.318 АПК РФ. Порядок выдачи исполнительного листа по судебным актам арбитражного суда предусмотрен ст.319 АПК РФ; на принудительное исполнение решения третейского суда - параграфом 2 главы 30 АПК РФ.
Решения третейского суда в законную силу не вступают, так как не являются актами правосудия, однако становятся обязательными для исполнения сторонами третейского разбирательства с момента окончания срока на их обжалование. Согласно ч.3 ст.230 АПК РФ установлены специальные предельные сроки для подачи ходатайства об оспаривании решения третейского суда - не свыше трех месяцев. Данный срок исчисляется, по общему правилу, со дня получения стороной, заявляющей ходатайство, решения. При этом в силу п.3 ст.34 ФЗ о Международном коммерческом арбитраже в случае, если была подана просьба в соответствии со ст.33 названного Закона (исправление и толкование решения, дополнительное решение), то трехмесячный срок исчисляется со дня вынесения третейским судом решения по этой просьбе.
Применение мер принудительного исполнения возможно при наличии оснований, указанных в ст.44 ФЗ "Об исполнительном производстве" и при возбуждении исполнительного производства (ст.9 названного Закона).
Заявление о приостановлении исполнения судебного акта может быть подано на стадии кассационного обжалования судебного акта арбитражного суда - ст.283 АПК РФ, либо на стадии пересмотра в порядке надзора - ст.298 АПК РФ, либо в рамках возбужденного исполнительного производства по основаниям, указанным в ст.20, 21 ФЗ "Об исполнительном производстве", ст.324, 327, 328 АПК РФ.
Подведем итог. Так как Третейский суд – негосударственный суд, созданный по воле частных субъектов, а процедура третейского разбирательства создана для защиты интересов частных собственников, и базируется на состязательности сторон, быстроте, экономичности разрешения споров, то не всегда стороны стремятся следовать предписанию данного суда. Поэтому для удовлетворения своих претензий они обращаются в государственные суды с исками оспаривания решений третейского суда и выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда. И уже государство на основании перечисленных выше норм закона разрешает правовой конфликт.
Смолев Александр Сергеевич
Специалист по экономике и прав
Количество показов: 4324