Часто предметом судебного спора, является проверка юридической силы нормативно-правового акта. Само по себе судебное оспаривание нормативно-правовых документов, является существенным признаком установления гражданского общества и правового государства.
При подаче иска об оспаривании нормативно-правового акта нужно убедиться, обладает ли он свойством нормативности или нет. Важным признаком различия нормативно-правовых актов от ненормативных, является содержание их предписаний и способы урегулирования соответствующих взаимоотношений.
Нормативно-правовой акт — является официальным документом установленной формы, принятым (изданным) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Оспаривание нормативно-правового акта полностью или частично регулируется п. 2 ч. 1 ст. 27 Гражданско-процессуального кодекса РФ. В согласно ст. 251 с заявлениями подобного вида обратиться в суд вправе граждане, организации, которые считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативно-правовым актом органа государственной власти, нарушаются их права, свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании какого либо акта, который противоречит закону полностью или в части. Так же, с заявлением о признании нормативно-правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятый и опубликованный в установленном порядке нормативно-правовой акт нарушает их компетенцию. Заявления об оспаривании нормативно-правового акта полностью или в части рассматриваются по правилам, установленным Главой 24 ГПК РФ «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части».
Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих отражается в ст. 255 ГПК РФ. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- - нарушены права и свободы гражданина;
- - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав;
- - незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Дела о действии (бездействии) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам, установленным Главой 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Физические и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта, принятого государственным органом, если считают, что оспариваемый нормативно-правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или другому нормативно-правовому акту, имеющим большую юридическую силу, при этом нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных Арбитражно-процессуальным кодексом РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если предполагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону либо иному нормативно-правовому акту, имеющим большую юридическую силу, которые нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обращение заинтересованного лица в вышестоящий орган или к должностному лицу не является необходимым условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное. В соответствии со ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы и права лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.
Решение об оспаривании нормативно-правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в Главе 20 АПК РФ.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативно-правового акта, суд может принять следующие решения:
- - о признании оспариваемого акта или отдельной его части соответствующего иному нормативно-правовому акту, имеющего большую юридическую силу;
- - о признании оспариваемого нормативно-правового акта или отдельных его частей не соответствующих иным нормативно-правовым актам, имеющих большую юридическую силу, и не действующих полностью или в части.
Решение суда об оспаривание нормативно-правового акта, направляется в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию в изданиях.
Максимова Татьяна Владимировна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 7697