Появление транснациональных корпораций на российском рынке повлекло за собой множество правовых проблем, которые требуют своего разрешения наукой и правоприменительной практикой, например таких как вопросы, связанные с правовым регулированием договора коммерческой концессии (франчайзинга).
Эта тема в современных условиях заключения договора коммерческой концессии заслуживает внимания, в силу следующих тенденций:
- · увеличения количества предприятий в сфере обслуживания, эффективным способом развития которых является построение разветвленной сети, основанной на сервисном франчайзинге;
- · роста среднего и малого бизнеса, субъекты которого в подавляющем большинстве случаев выступают в договоре коммерческой концессии на стороне пользователя.
Экономическая эффективность франчайзинга во многом зависит от понимания правоприменителем и субъектами имущественного оборота предписаний закона, регулирующих соответствующие общественные отношения, а также от теоретической обоснованности формулировок этого закона. Для достижения такого уровня правотворчества и правоприменения следует разработать четкие критерии разграничения договора коммерческой концессии и дистрибьюторского договора; определить характер юридической связи договора коммерческой концессии и сопутствующих ему обязательств; установить перечень обязательных элементов комплекса исключительных прав, предоставляемого по договору коммерческой концессии; выявить особенности генезиса договора коммерческой концессии.
Некоторые вышеназванные проблемы могут быть решены при исследовании института коммерческой концессии; другие - при исследовании правоотношения, возникающего в результате заключения данного договора. В связи с этим исследование договора коммерческой концессии должно объединять анализ договора коммерческой концессии как института обязательственного права и как правоотношения, что определяет актуальность темы исследования.
Франчайзинг – это льгота, привилегия, вольность; освобождение от налогов, взноса – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (ройялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения. При этом франчайзер получает право контроля за качеством производимых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).
В ГК РФ такие отношения называются коммерческой концессией и регулируются главой 54 ГК РФ.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель, франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д.
Пользователь (франчайзи) получает возможность использовать лицензии, корпоративный стиль, проверенную на рынке торговую марку, обучать сотрудников, получать консультации и т.д., в обмен на необходимость соблюдения требований характерных для использования выбранной торговой марки, контроля со стороны правообладателя (франчайзера) и плату (роялти).
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Можно выделить следующие недостатки франчайзинга:
- · Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
- · Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.
- · Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.
- · Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.
Осуществление предусмотренной договором коммерческой концессии предпринимательской деятельности является обязанностью пользователя. Наличие обстоятельств, препятствующих осуществлению пользователем соответствующей предпринимательской деятельности, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение правообладателем либо назначенным им лицом сопутствующих договору коммерческой концессии обязательств, может служить основанием для прекращения договора коммерческой концессии в связи с невозможностью его исполнения.
Появление и дальнейшее развитие конструкции договора коммерческой концессии в действующем законодательстве имеет огромное значение для стимулирования привлечения частных инвестиций в экономику страны.
Рассматриваемая в данной работе форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании. Франчайзинг - наиболее динамичный вид бизнеса и характеризуется комитетом Палаты представителей Конгресса США по малому бизнесу как «доминирующая сила в сфере распределения товаров, услуг», «волна будущего на американском рынке». По данным экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в 1995 г. в США товарооборот на условиях франчайзинга составил более трети всей розничной торговли в долларовом исчислении. В Австралии свыше 90% общей торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляется на условиях франшизы. Имеются официальные сообщения о том, что франшиза используется уже более чем в 70 странах.
Основная сфера распространения франчайзинга - распределение товаров и услуг системы бензозаправочных станций, автомастерских, автошкол, пунктов проката, ремонтно-строительных предприятий, салонов моды и косметических услуг, аптек, центров профориентации и переподготовки рабочей силы, химчисток и прачечных, пунктов по оказанию компьютерных услуг, ремонту бытовой и электронной аппаратуры, гостиничного хозяйства и др. В качестве примера можно привести деятельность таких широко известных компаний, как «МакДоналдс», «Кока-кола», «Пепсико», «Пицца-хат», «Баскин Роббинс».
Популярность франчайзинга объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса вновь образующихся предприятий. Так, по данным фирмы «Мr. Doors Home Inc», в США после 5 лет деятельности на рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчайзинга, через 5 лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100.
В России же франчайзинг широкого распространения не получили. Нет и серьезных судебных дел. Причина думаю, состоит, в том, что у нас отсутствуют предприниматели, чьи фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации стоило бы приобретать. Для того чтобы ситуация изменилась, должен пройти не один десяток лет, поэтому институт коммерческой концессии создан в расчете на будущее, а пока он обслуживает в основном иностранные компании, обосновавшиеся на российском рынке.
Конышев Александр Александрович
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 3613