Обязательным признаком гражданского общества и правового государства является возможность судебного оспаривания нормативных документов.
При подаче иска об оспаривании правового акта необходимо определить, имеет ли он характер нормативности или нет. Значительным критерием разницы актов нормативных от ненормативных обуславливается содержанием в них предписаний и способ регулирования подобающих отношений. В настоящей работе анализируется сложившаяся арбитражная практика по делам об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов.
Экономическое значение этого вопроса - это возможность оспаривания уплаты налогов и сборов как отдельным юридическим или физическим лицом, так и подтверждение или опровержение законности юридической силы самого рассматриваемого нормативного акта.
Первый и очень важный шаг оспаривания нормативного правового акта - определить, нормативный или ненормативный разбираемый правовой акт. В своей практике суды часто используют положение, указанное в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". В этом постановлении говорится о том, что нормативно-правовой акт — это в установленном порядке изданный правовой акт управомоченного на то органа гос. власти, должностного лица или органа местного самоуправления, определяющий правила поведения (правовые нормы), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение и действующие независимо от того, прекратились или возникли строго определенные правоотношения, рассмотренные в акте. Нередко признаком нормативного правового акта признают также многократность его использования или периодичность действия фиксированной в нем нормы права.
И все же, документы, опубликованные формально как нормативные правовые акты , но рассчитанные на однократное применение (например, в создании или устранению какого-либо юридического лица, учреждения и др.), имеют нормативно-правовой характер в формальном смысле. Но изучая их содержание, нельзя не отметить их высокую общественную значимость, которая не может быть признаком ненормативных актов , сосредоточенным на персональных субъектах и затрагивающим только их заинтересованность. Исходя из этого, нельзя не признать тот факт, что при анализе дел об оспаривании правовых актов в судебной практике проявляются сложности при предопределении нормативного характера тех актов, которые обращены конкретным лицам и (или) опубликованы в отношении конкретных объектов. Существенный признак нормативно - правового акта - это содержание в нем норм права, а все другие определяемые признаки имеют формальный характер и не могут означать отсутствие или наличие характера нормативности акта.
Предметом доказывания по этой категории дел входят обстоятельства, указанные в ч. 4 ст. 194 и ч. 1 ст. 192 АПК РФ. Так, согласно ч. 4 ст. 194 Арбитражного Процессуального кодекса РФ, при анализе этих дел суд должен выполнять проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, определяет соответствие его федеральному закону, федеральному конституционному закону и иному нормативному правовому акту , обладающему большей юридической силой, а также полномочия определенного лица или органа, принявших оспариваемый нормативно - правовой акт . В данной норме указан порядок проверки нормативного правового акта судом.
Нормативно – правовой базой для анализа данной категории дел являются: ч. 1 ст. 27, п. 1 ст.29, п. 1 ч. 2 ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также суд опирается на ст. 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 191 АПК РФ, глава 23 АПК РФ
Итак, рассмотрим оспаривание нормативного правового акта в сфере налогов и сборов на конкретном примере.
В своем решении от 06.03.2007 о признании частично не действующим письма Министерства Финансов РФ от 16.01.2006 N 03-04-15/01 Высший Арбитражный Суд указал, что текст оспариваемого письма имеет вытекающие определения: "...Налоговая база устанавливается исходя из абсолютной стоимости совершенных строительных работ, содержа работы, осуществленные собственными силами налогоплательщика, и работы, осуществленные привлеченными подрядными организациями". Следуя из этого, это письмо устанавливает с учетом подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ необходимые условия формирования налоговой базы при исполнении налогоплательщиками строительно-монтажных работ для собственного потребления. Кроме этого, ФНС России препроводительным письмом от 25.01.2006 N ММ-6-03/63 обратила оспариваемое письмо Минфина России N 03-04-15/01 всем подчиненным налоговым органам для применения в работе и информирования о нем налогоплательщиков. Это предполагает в принципе многократное использование указанного в нем предписания, которое будет применяться в работе налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля и, как следствие, вызывать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Кроме этого, Высший Арбитражный Суд РФ при проведении данного дела постановил, что оспариваемое письмо Министерства финансов России нарушает законные права и законные интересы заявителя по делу ОАО "Чепецкий механический завод": "Как вытекает из описательной части постановления Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 26.09.2006 N 12-46/68, оспариваемое обществом положение письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 фактически было использовано в касательстве общества при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года". При таковой обстановке суд пришел к выводу, что письмом Минфина России установлена правовая норма (правило поведения), нужная для неопределенного круга лиц, что признается признаком нормативного правового акта . Следуя из этого, оспариваемое положение рассматриваемого письма нужно в срочном порядке "профессионально в качестве нормативного правового предписания, опубликованного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным исполнять функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов ".
Высший Арбитражный Суд РФ не остановился на том факте, что объект оспаривания — письмо, а издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Судом были определены обстоятельства, подтверждающие применение оспариваемого письма для нормативного регулирования общественных отношений (решение ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06).
Заключение
Развитие правового гражданского общества невозможно при условии, что налоги и сборы могут противоречить законодательству. Поэтому очень важной практикой Арбитражного суда является оспаривание нормативно – правовых актов в сфере налогов и сборов, которая служит для подтверждения или опровержения законности взимаемого налога или сбора.
Подъячев Тимофей Юрьевич
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 2089