Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги не должны иметь дискриминационный характер, то есть различно применяться исходя из национальных, религиозных, социальных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать диффиринцирования налоговой ставки и налоговой льготы исходя из формы собственности, гражданства или мест происхождения капитала.
При установление налогов и сборов учитывается формальная способность лица к уплате данного налога. Не допустимы налоги нарушающие единое экономическое пространство, а так же прямо или косвенно нарушающие Конституционные права граждан. Никто не обязан уплачивать налоги, сборы и иные платежи обладающее признаками налога или сбора если они установлены не в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
При установление налога должны быть четко определены: объект налогооблажения, круг налогоплательщиков, налоговые ставки, сроки уплаты и иные необходимые элементы налогов, строго аргументируясь с нормативно правовыми актами, в соответствии на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
В случае возникновение споров, граждане и организации могут оспорить в суде любые нормативные акты, нарушающие права и законные интересы. Оспариванием нормативных актов занимаются все суды, за исключением мировых судей, начиная от судей районного звена и заканчивая Конституционным судом, Верховным судом РФ и Высшим Арбитражным судом РФ. Предметом судебного спора, для подачи иска в суд является сам я нормативный документ на проверку юридической силы, обладает ли он свойством нормативности или нет. Порядок оспаривания нормативного документа рассматривается в главе 23 АПК РФ.
О некоторых вопросах возникающих, при рассматривание дела об оспаривание нормативно правового акта разьяснены в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 №80.
Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах регулирует статья 6, пункт 1 НК РФ в следующих случаях:
- - принят должностным лицом не имеющей право принимать подобного рода акта;
- - устанавливает дополнительные обязанности или ответственность налогоплательщиков которые не установлены в НК РФ;
- - изменяет содержание понятий, терминов установленные в НК РФ или или установленные в любом случае;
- - иным образом противоречит основным началом или буквальному смыслу НК РФ;
Оспаривание нормативного правового акта затрагивающие права и законные интересы предпринимательской и иной экономической деятельности рассматривает Арбитражный суд, в соответствии с пунктом 1, статья 29 и часть 3 статья 191 АПК РФ. Порядок судебного обжалования нормативно правовых актов в сфере налогов и сборов определяет статья 137 и 138 НК РФ.
В случае признания нормативно правового акта несоответствующим, орган издавший акт, вправе до вынесения судебного решения отменить или изменить такой акт, часть5 статья195 АПК РФ.
Практика показывает, что Высшие Арбитражные Суды РФ при рассмотрении дел, на признание недействующим того или иного нормативного акта, выносят решения в пользу налогоплательщиков. А это показывает на юридическую грамотность наших граждан, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, которые нарушают его права. Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Шигаева Лариса Газизовна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 2234