СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Оспаривание нормативных правовых актов

Оспаривание нормативно-правовых актов носят публично-правовой характер, в данном случае предметом судебного разбирательства является правовой конфликт (спор) в сфере нормотворчества. Разрешая этот спор, арбитражный суд оценивает соответствие спорного нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также проверяет наличие соответствующих полномочий у органа (должностного лица), принявшего спорный акт.

К заявлению необходимо прилагать копии одного из следующих документов:

- свидетельство о гос.регистрации в качестве ЮЛ;

- свидетельство о гос.регистрации в качестве ИП.

Если заявление будет подано с нарушением, то арбитражный суд в данном случае принимает решение виде определения об оставлении заявления без движения, если нарушение не устранено, то арбитражный суд вправе принять определение о возвращении.

Формой обращения лица в арбитражный суд является заявление, хотя данное заявление не является исковым. Но судя по практике судов, такое заявление часто считается исковым, данное положение является ошибочным.

К заявлению также устанавливаются определенные требования. В частности, в таком заявлении должно быть указано название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить акт которые оспаривается. Если в заявлении нет ссылки на указанный нормативный правовой акт, то судом предлагается заявителю уточнить свои требования.

Часть четвертая статьи сто девяносто пятой АПК РФ указывает на то, что нормативно-правовой акт признанный судом арбитражным недействующим, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.

Бывает так, что лица, обращающиеся в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативного правового акта, просят признать соответствующий акт недействующим с момента принятия. Это связано с тем, что при обращении в арбитражный суд, нормативный акт прекращает свое действие, а лица обращающиеся преследуют возмещения убытков, которые были причинены нормативным актом, который обжалуется. Такими интересами заявители обычно руководствовались при оспаривании актов Федеральной энергетической комиссии РФ об установлении тарифов на электроэнергию.

Президиум ВАС РФ в информационном письме за № 80 в пункте четвертом разъясняет, что арбитражный суд не может признавать оспариваемый акт недействующим с момента его принятия, то есть акт признается недействующим только с момента принятия судом решения[1].

Если заявление находится на рассмотрении в арбитражном суде, а оспариваемый акт уже прекратил свое действие, то рассмотрение в данном случае заявления не прекращается, в соответствии требованиями Конституционного суда. В этом случае суд указал на то, что арбитражный суд не может прекратить производство по делу, если данный акт, считается утратившим силу после того как было подано заявление в суд, при действительном нарушении прав.

Но в том случае, если заявление об оспаривании нормативного правового акта только подается в арбитражный суд, а оспариваемый акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, или есть решение другого арбитражного суда по этому же делу, то заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.

Стоить заметить тот факт, что при обжаловании частными лицами нормативных актов, есть определенные отличия, а именно, в административных отношениях частные лица находятся во властном подчинении государственным органам и поэтому не обладают возможностями последних. Исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что стороны находятся в неравных положениях, и частные лица не всегда могут защитить себя должным образом, а значит, административное производство предполагает более активную роль судьи в судебном процессе.

В административных делах суд проявляет инициативу в части истребования доказательств, обеспечивая возможность защиты стороны частного лица в процессе[2].

Суд имеет право на вызов в судебное заседание представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, принявших оспариваемый нормативный правовой акт[3].

Обязанность доказывания в этом случае возложено на орган, который принял акт, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия[4].

Данные дела рассматриваются коллегией профессиональных судей и не рассматриваются с участием арбитражных заседателей[5].

Кроме того, для данной категории дел установлены сокращенные сроки рассмотрения. Такие дела рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу[6].

При рассмотрении таких дел суд не должен быть связан доводами, содержащимися в заявлении[7], и ему в этом случае проверять оспариваемое положение в полном объеме. То есть арбитражный суд должен проверить соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону, иному нормативно-правовому акту, имеющим большую юридическую силу, независимо от тех доводов, на которые ссылается заявитель.

Особые требования предъявляются и к решению арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта[8].

Когда оспариваемый нормативный акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу в части, то решение арбитражным судом принимается только в той части, которая противоречит. Если же нормативный акт противоречит полностью, то решения арбитражного суда должно быть принято в отношении всего документа.

Зачастую согласно судебной практике, арбитражные суды принимают решения о признании нормативных правовых актов либо отдельных его положений незаконными.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать что данное производство в арбитражном процессе имеет свои преимущества и недостатки, суды при рассмотрении данных дел должны быть независимы в принятии решения и руководствоваться принципами закрепленными в конституции РФ, а также руководствоваться уже существующей судебной практикой по данным категориям дел.

В защите частных лиц в порядке административного производства, арбитражный суд выступает как сторона, которая осуществляет обеспечительные меры для полного и правильного рассмотрения судебного дела.

А также оспариваемый нормативный акт может быть признан недействительным или в части, которая противоречит вышестоящему нормативному акту или полностью.

Попова Татьяна Павловна
Специалист по экономике и праву


[1] часть 5 статьи 195 АПК РФ

[2] ч. 5 ст. 66 АПК РФ

[3] ч. 3 ст. 194 АПК РФ

[4] п. 6 ст. 194 АПК РФ

[5]ч. 3 ст. 17 АПК РФ

[6] ч. 1 ст. 194 АПК РФ

[7] ч. 5 ст. 194 АПК РФ

[8] ст. 201 АПК РФ



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Арбитражный суд, защита гражданских прав': 669