Закон непосредственно регулирующие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – это федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», принятый 21 июля 1997 года и потом неоднократно редактируемый.
Однако, даже сейчас когда вроде бы работа по государственной регистрации прав налажена не редко возникают многочисленные гражданские споры. В первую очередь это обусловлено тем, что как сейчас модно называть нет «единого окна». Рассмотрим данную проблему на примере Ачитского городского округа Свердловской области. Возьмем например, регистрацию земельных участков.
Согласно статье 19 федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав прекращается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Но документы и сведения собираются по многочисленным инстанциям, подразделенным как минимум на три штуки: в первую очередь следует обратится в комитет по управлению имуществом, затем в кадастровую палату, далее в реестр государственной недвижимости; а есть ведь еще есть межевое бюро, бюро технической инвентаризации, инстанции прописывающие жителей, в которые приходится обращаться большинству граждан, чтобы оформить земельный участок по всем правилам. Нередко данные этих инстанций не совпадают между собой например, в одних документах значится земельный участок дом под номером 5, по другим - под номером 5 «а». Для службы государственной регистрации это совершенно разные объекты, и в пакете документов на один конкретный участок должен быть прописан единый адрес его месторасположения.
Следует на первоначальных этапах либо привести соответствующие данные к одинаковым в разных структурах, либо организовать единую службу опять же с едиными данными по всем объектам.
По российскому законодательству земельный участок, который не оформлен, но активно используется гражданином под огород, сад, в первую очередь должен предоставляется ему. Но сведений в многочисленных организациях, заведующих государственным имуществом, о таких гражданах практически нет. Нередко встречаются случаи, когда допустим на карте в этом месте ставится какое-нибудь муниципальное строительство (детский сад, школа, детская площадка), определенное количество работ выполнено, а потом выясняется, что фактически участок целиком или частично используется гражданином. Да, он не оформлен должным образом, но гражданин имеет первоочередное право его оформить, и деньги потраченные на проект муниципального или государственного строительства пропадают, потому как закон не говорит, что муниципалитет имеет преимущественные права.
Согласно этому же закону государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном реестре недвижимости в отношении конкретного земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах соответствующих точек границ земельного участка, и в случае если одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев:
- когда кадастровые паспорт или план конкретного земельного участка были ранее предоставлены и были помещены в соответствующее дело правоустанавливающих документов;
- когда право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке;
- когда земельный участок дан для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства;
- при других случаях, установленных федеральным законодательством.
Из практики видно, что ситуации, когда одна из границ земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка встречаются довольно часто, и владельцы или будущие владельцы земельных участков сталкиваются с большими проблемами в оформлении, что значительно увеличивает время и стоимость оформления земельного участка.
Регистрирующий права государственный орган обязан добиваться получения дополнительных сведений, подтверждения подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Регистрирующий права государственный орган также обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя о приостановлении регистрации прав и об основаниях принятия этого решения. Заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. Если имеется судебное решение государственная регистрация прав также может приостанавливаться государственным регистратором, но только при возникновении сомнений в подлинности представленных документов.
Согласно законодательным актам в ответе о приостановлении госрегистрации права на земельный участок также должны содержаться рекомендации по устранению причин нарушений. К такому уведомлению прикладывается кадастровая выписка о земельном участке, содержащая имеющиеся кадастровые сведения предмете. Если брать в пример Ачитский городской округ, то этот пункт закона выполняется полностью. Но вот устранить порой причины занимает огромное количество времени, опять же проходя повторно некоторые уже пройденные инстанции.
Петухова Ирина Викторовна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 2118