В силу технологических особенностей организации обеспечивающие теплоснабжение занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории и имеют возможность навязывать потребителям условия поставки тепла. Именно по этой причине важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителем и потребителями тепла.
В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099, «в договорах, регламентирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в обязательном порядке должны быть отражены следующие положения:
- качество услуг, режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления;
- порядок и сроки устранения неисправностей и аварий;
- установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пеня за несвоевременную оплату услуг;
- права, обязанности и ответственность исполнителя (поставщика услуг) и потребителя»[1].
Отсутствие приборов учета тепловой энергии привело к введению нормативов потребления тепла для оплаты потребителем какого-то условного количества тепловой энергии. Нормативы потребления и цены на продукцию естественных монополий утверждаются органами местного самоуправления.
Нарушение прав ненормативным актом
В целях экономии бюджетных средств Муниципальные власти установили температурный режим для теплоснабжающих организаций района на 10 градусов ниже предусмотренных для данного региона. В результате чего температура в помещениях Муниципального образовательного учреждения «Н-ская» средняя школа, установилась ниже нормативной. Администрация школы обратившись к Администрации Муниципального образования, не получила вразумительного ответа.
Ввиду того, что теплоснабжающие организации относятся к естественным монополиям, администрация школы обратилась в антимонопольный комитет с просьбой разрешить ситуацию.
Имея полномочия указанные в ст.23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006г. №135-ФЗ: « Антимонопольный орган
- обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:
- о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов органов местного самоуправления;
- о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
- о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
Антимонопольный орган также осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары»[2]. Антимонопольная организация рассмотрела соответствие распоряжения Муниципального образования относительно температурного режима и выявила расхождение с нормативом для данного региона. Чтобы определить фактическое состояние теплоснабжения в «Н-ской» школе, была привлечена компетентная экспертная организация.
Проведенное обследование муниципальной теплоснабжающей системы показало, что в договоре теплоснабжения отсутствует ответственность энергоснабжающей организации за снижение качества теплоснабжения. Согласно ст. 547 ГК, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб. Использование же положения ст.15 ГК для определения размера ущерба в теплоснабжении затруднительно, а в ряде случаев невозможно. В качестве примера можно привести отключение отопления школы по вине энергоснабжающей организации. Реальный ущерб наступает при размораживании и полном выходе из строя внутренних систем теплоснабжения. В этом случае абонент имеет возможность определить объем затрат, необходимых для восстановления системы теплоснабжения. Определить снижение температурного режима практически возможно, но для этого нужны точные дорогостоящие приборы. В этом случае прямой ущерб отсутствует, и, в то же время, в течение определенного периода температура внутри здания находится ниже допустимой с точки зрения санитарных норм. Определить же размер данных видов ущерба проблематично.
Действие антимонопольных органов в отношении местных властей
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
К числу дел по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, относится признание недействительными ненормативных актов органов местного самоуправления. Такие акты могут быть приняты в форме указа, постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания и др.
В арбитражном суде рассматриваются правовые акты, которые:
- нарушают права и законные интересы организаций и граждан,
- имеют ненормативный характер
- не соответствуют другим нормативно-правовым актам.
Что бы обратиться в арбитражный суд необходимо одновременное присутствие всех перечисленных условий.
Антимонопольная организация обратилась с иском в арбитражный суд к администрации Муниципального образования. Распоряжение местных властей нарушают права школы, имеют ненормативный характер и не соответствуют вышестоящим нормам.
Истцом по делу о признании недействительными ненормативных актов органов местного самоуправления является муниципальное общеобразовательное учреждение, чьи права и законные интересы нарушаются соответствующим ненормативным актом.
Ответчиком, администрация Муниципального образования, которая приняла ненормативный акт, нарушающий права и законные интересы школы.
Судебное разбирательство и решение по делу
В статье 53 АПК РФ содержится прямое указание закона, в силу которого при рассмотрении споров о признании недействительными актов органов местного самоуправления обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
В свою очередь школа, должна доказать факт нарушения своих прав и законных интересов. Точный размер ущерба определить невозможно, но допускается предоставить в качестве доказательств, протокола экспертной организации. Для объективности применяется метод проведения независимой экспертизы силами организаций компетентных в рассматриваемой области.
Судебное разбирательство заканчивается вынесением решения по делу.
Как отмечалось в совместном постановлении пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/7 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», «основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием»[3].
В соответствии с ч. 1 ст. 135 АПК РФ после принятия решения арбитражным судом, оно вступает в законную силу через один месяц, а решения о признании недействительными актов органов местного самоуправления подлежат исполнению сразу после принятия решения(ч. 3 ст. 135 АПК РФ).
Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия, должностным лицам органа местного самоуправления, которые приняли оспариваемый акт.
Заключение
Договоры на теплоснабжение, используемые в настоящее время, не предусматривают ответственность теплоснабжающей организации за качество поставляемой тепловой энергии. Сегодня монополисты диктуют условия, на которых они осуществляют поставки тепла. Местные власти вместо того, чтобы присекать произвол такого рода, стараются сэкономить, воспользовавшись безучетностью обусловленной техническими причинами.
Спор в сфере экономики, возникающий из административных правоотношений, признание недействительными ненормативных актов органов местного самоуправления может разрешатся, арбитражным судом.
Государственные служащие органов местного самоуправления обязаны несут ответственность за принятие ненормативных правовых актов, которые могут повлечь нарушение прав и законных интересов лиц в сфере экономической деятельности.
Широбоков Алексей Анатольевич
Специалист по экономике и праву
[1] Консультант Плюс: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099.
[2] Ст.23 Федеральный закон «О Защите конкуренции» от 26 июля 2006г. №135-ФЗ.
[3] Постановлении пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/7 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ».
Количество показов: 2844