СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Перспективы развития транспортного комплекса Свердловской области

Переход экономики России на инновационный путь развития на фоне постоянно увеличивающегося спроса на транспортно-логистические услуги требует соответствующего научно-технологического развития транспорта. Переход к инновационному развитию транспортного комплекса относится к числу приоритетов государственной политики Российской Федерации, отмеченных на заседании президиума Государственного совета, проходившем в Ульяновске 24 ноября 2009 г.

Свердловская область обладает развитой транспортной системой, способной обеспечить не только собственные нужды, но и потребности сопредельных территорий, и является одним из крупнейших транспортных узлов.

Прим.

1 Статья подготовлена при поддержке гранта молодых ученых и аспирантов УрО РАН «Модельное обоснование перехода транспортного комплекса региона на инновационный вектор развития».

В 1м полугодии 2010 г. наблюдался рост основных показателей работы транспортного комплекса. По данным ИА REGNUM в январе–июне 2010 г. объем перевозок грузов составил 111,0 млн т, что на 11,0% больше, чем в аналогичном периоде 2009 г. Пассажирооборот транспорта общего пользования увеличился по сравнению с январем–июнем 2009 г. на 3,3%. Данные 1го полугодия 2010 г. свидетельствуют, что транспортная отрасль продолжает уверенно восстанавливать объемы работы по сравнению с докризисными показателями. По данным Министерства экономики Свердловской области, грузооборот транспорта в 2009 г. составил 186,8 млрд ткм (86,6% к уровню 2008 г.), в 2010 г. – 190,5–194,2 млрд ткм (оценка), при этом докризисные показатели будут достигнуты в 2013 г.

В структуре экономики области преобладают транспортоемкие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, торговля, в связи с чем для области характерен высокий спрос на транспортные услуги и, соответственно, высокая доля транспорта в структуре ВРП (9,1%, что выше среднероссийского показателя).

Вместе с тем состояние транспортного комплекса в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень его развития достаточным. Так, на железнодорожном транспорте инфраструктурные ограничения проявляются уже в настоящее время не только на участках главного хода СвЖД, но и в значительной степени в таких промышленнотранспортных узлах, как СеровскоБогословский, ПервоуральскоРевдинский, Нижнетагильский и др. Эти ограничения связаны с тем, что темпы роста промышленного производства до 2008 г. значительно превышали темпы развития транспортной инфраструктуры, при этом в 2008–2009 гг. темпы развития транспортной инфраструктуры также оставались крайне недостаточными. Выход экономики из кризиса и увеличение объемов промышленного производства до докризисных показателей в ближайшее время вновь обострит эти инфраструктурные проблемы. Такие тенденции привели к тому, что уровень развития транспортной инфраструктуры, в первую очередь железнодорожного транспорта, становится тормозом развития промышленности и всей экономики Свердловской области.

Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими дальнейшее развитие транспортного комплекса и в целом экономики Свердловской области, являются:

  • несоответствие уровня развития транспортного комплекса текущим и стратегическим потребностям экономики и населения области. Темпы развития инфраструктурной сети не отвечают долгосрочным тенденциям роста спроса на грузовые и пассажирские перевозки;
  • территориальные диспропорции в развитии транспортной инфраструктуры и уровне транспортной доступности различных территорий. Так, северные территории – районы нового освоения на севере Свердловской области, в отличие от южных районов, обладающих высокой плотностью транспортных путей, отличаются слабым развитием транспортной инфраструктуры, препятствующим дальнейшему хозяйственному освоению этих районов;
  • несоответствие технического состояния транспортной инфраструктуры современным требованиям, высокая степень износа активной и пассивной части основных фондов, что не позволяет обеспечить необходимую пропускную способность, ограничивает скорость и не обеспечивает в должной мере безопасность движения;
  • недостаточный уровень развития комбинированных перевозок в силу неразвитости механизмов координации и комплексного развития видов транспорта, что ведет к снижению эффективности работы всей транспортной системы;
  • недостаточный уровень надежности перевозок, высокие транспортные издержки, невысокое качество транспортного обслуживания как производственной сферы, так и населения;
  • низкий уровень инновационной составляющей в развитии транспортной системы Свердловской области;
  • недостаточный уровень внедрения информационных технологий в перевозочном процессе.

Обеспечение необходимого развития транспортного комплекса, способного в полном объеме удовлетворить потребности экономики и населения в качественных транспортных услугах, возможно при переходе транспортного комплекса на инновационный путь развития. В свою очередь, транспорт, как крупнейший потребитель инновационных продуктов отраслей экономики, способен вывести металлургию, транспортное машиностроение, химический комплекс Свердловской области на новый технологический уровень за счет спроса, предъявляемого им на современные транспортные средства, технологии и материалы.

В настоящее время существует ряд федеральных и региональных программ и стратегических документов, затрагивающих вопросы развития транспортного комплекса. Однако данные документы нуждаются в общей координации в рамках единой транспортной политики области, что определило необходимость разработки программы развития транспортного комплекса области на среднесрочную перспективу. В качестве основных особенностей разработанной Программы1 можно выделить ее комплексность и инновационность.

1 Программа развития транспортного комплекса Свердловской области на 2011–2016 гг. [Текст] : постановление Правительства Свердловской области №1479ПП от 11.10.2010 г.

Среди мероприятий, имеющих большое значение для модернизации экономики области и России в целом и способствующих формированию в г. Екатеринбурге крупнейшего регионального транспортного узла, можно выделить ряд крупных инвестиционных проектов.

1. Проект «Развитие транспортного узла в Екатеринбурге», предусмотренный подпрограммой «Развитие экспорта транспортных услуг» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России в 2010–2015 гг.», включает в себя строительство объектов транспортно-логистической инфраструктуры.

2. Реконструкция аэропорта «Кольцово» является важнейшим проектом в развитии инфраструктуры воздушного транспорта. Комплексное развитие «Кольцово» является на сегодняшний день одним из ключевых инвестиционных проектов, успешно реализующихся на территории Свердловской области как за счет средств федерального бюджета (реконструкция взлетнопосадочной полосы № 2 с искусственным покрытием, замена системы светосигнального оборудования, реконструкция рулежных дорожек, перрона, и др.), так и за счет других источников финансирования (реконструкция пассажирского терминала, системы электрогазоснабжения аэропорта).

3. Организация высокоскоростного железнодорожного движения Екатеринбург–Москва. Скорость движение по такой магистрали может составлять 350–400 км/ч, что позволит сократить время движения между городами до 6–8 ч.

Реализация данного проекта планируется за счет частных инвесторов с минимально необходимым финансированием из бюджетов заинтересованных регионов. В настоящее время прорабатывается правовой механизм создания данной магистрали.

4. Организация скоростного железнодорожного движения (до 200 км/ч) Екатеринбург– ижний Тагил. Реализация данного проекта будет осуществлена в ближайшие 2–4 года на существующей инфраструктуре за счет средств ОАО РЖД.

5. Строительство платной трассы Екатеринбург–Тюмень для обеспечения скоростного автомобильного сообщения. В настоящее время осуществляется техническая и экономическая проработка данного проекта, поиск инвестора.

6. Важнейшим транспортным проектом для Екатеринбурга является продолжение строительства Метрополитена. Сложившиеся в настоящее время условия движения в Екатеринбурге свидетельствуют о необходимости развития внеуличного скоростного транспорта, в качестве активизации потенциала которого предусматривается дальнейшее развитие сети уже имеющегося в городе Метрополитена. Первостепенной задачей в данном проекте является окончание строительства 1й очереди (пускового участка метрополитена протяженностью 4,1 км с двумя станциями:

«Чкаловская» – глубокого заложения и «Ботаническая», строительство которой осуществляется открытым способом), а также проектирование и начало строительства 2й очереди.

Реализация комплекса мероприятий инновационного развития транспортного комплекса региона будет иметь общий положительный социально-экономический эффект в развитии экономики Свердловской области: снизится транспортная составляющая себестоимости продукции и услуг, будут созданы дополнительные рабочие места в системе транспорта и смежных отраслях; улучшатся показатели безопасности на транспорте, снизится техногенная и экологическая нагрузка на окружающую среду; повысится доступность услуг транспорта для населения Свердловской области; улучшится качество предоставляемых услуг для предприятий и населения.

Н. А. Матушкина, Л. М. Аверина

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург) 

Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ