СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Опыт формирования транспортно-логистической системы региона (на примере Свердловской области)

Динамичный темп развития рыночной экономики России в посткризисный период, а также ожидаемое вступление страны в ВТО и растущие потребности внутреннего рынка ставят новые задачи перед экономикой страны, в частности, развитие транспортной логистики, которая в перспективе должна адекватно удовлетворять потребности экономики и населения в грузовых перевозках и успешно конкурировать на мировых рынках.

Эффективность транспортно-логистических технологий во многом зависит от степени развитости транспортно-логистической инфраструктуры. Мировой опыт показывает, что динамичный рост экономики приводит к значительному росту объемов товародвижения и, соответственно, грузовых потоков, как внутренних, так и международных, в том числе транзитных. Опыт использования транспортно-логистических систем (ТЛС) в развитых капиталистических странах показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7–20%, расходы на погрузочноразгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции уменьшаются на 15–30%, общие логистические издержки – на 12–35 %, а также ускоряется оборачиваемость материальных ресурсов на 20–40% и снижаются запасы материальных ресурсов и готовой продукции на 50–200%.

В мировой экономической системе важнейшим фактором экономического роста становится формирование интегрированных логистических систем, охватывающих как отдельные сферы предпринимательства, так и целые регионы и страны.

Важнейшим системо-образующим элементом транспортно-логистической инфраструктуры являются мультимодальные транспортно-логистические центры. Под мультимодальным транспортно-логистическим центром понимается многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в общесетевых транспортных узлах.

При формировании региональной ТЛС необходимо учитывать состояние и возможности экономики региона, а также состояние его внешнеэкономических связей, геоэкономическое положение и позиционирование в системе международных транспортных коридоров. Формирование конкурентоспособной региональной ТЛС требует интеграции на основе передовых логистических технологий всех участников цепочки поставок, обслуживающих российские регионы, а также международные транспортные коридоры, проходящие по территории России1.

Прим.

1 Эксперты считают, что в ближайшем будущем среди регионов России начнется острая конкурентная борьба за право обслуживать потоки международных транспортных коридоров.

В современных условиях, при переходе экономики к посткризисному развитию, на повестке дня в субъектах Российской Федерации самым актуальным становится вопрос структуризации транспортно-логистической системы. Одной из первых среди регионов России концептуальным формированием логистической системы региона занялась Свердловская область, где в 2008 г. по поручению областного правительства специалистами группы компаний «avS group» была подготовлена «Концепция развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2008–2015 годы с перспективой до 2030 года»1.

Прим.

1 Концепция была одобрена постановлением Правительства Свердловской области от 31 декабря 2008 г. № 1458ПП.

2 В сентябре 2003 г. в г. СанктПетербурге в ходе Третьей Международной Евроазиатской конференции по транспорту министрами транспорта Германии, Польши, Белоруссии и России было принято решение о необходимости продления МТК № 2 до Екатеринбурга. В апреле 2005 г. на Международной транспортной конференции в г. Захонь Венгерской Республики принято намерение о включении в итоговый протокол Екатеринбурга как транзитного пункта на маршруте КНР – транспортный коридор № 5.

Свердловская область обладает исключительно выгодным геополитическим положением. К числу основных геополитических преимуществ можно отнести: срединное экономикогеографическое положение, транзитную роль между европейской и азиатской частями страны, расположение Свердловской области на пересечении трансконтинентальных потоков сырья, товаров, финансовых, трудовых и информационных ресурсов.

В современных условиях следует учитывать и новое «приграничное» положение области, имея в виду близость границы с Казахстаном и республиками Средней Азии, что повышает ее роль в укреплении экономических связей с этими государствами. Роль области возрастает и вследствие общего сдвига экономического потенциала России к Северу и Востоку, при котором Свердловская область располагается в центре тяжести этого нового экономического пространства.

Свердловская область обладает развитой транспортной системой, способной обеспечить не только собственные нужды, но и потребности сопредельных территорий. Область является одним из крупнейших транспортных узлов, густота железнодорожной и автодорожной сети превосходит средние показатели по стране. Здесь сосредоточены значительные природные ресурсы, создан один из крупнейших региональных обороннопромышленных комплексов, активно развивается металлургическая промышленность.

С учетом вышеизложенного регион имеет благоприятные предпосылки с точки зрения повышения посреднической роли в формировании товаропотоков, финансовых и инвестиционных потоков, а также создания на его территории центра деловых и финансовых услуг, транспортноэкспедиционных операций, торговых сделок, выставочноярмарочной деятельности (российского и международного значения).

Перспективы продления европейских транспортных коридоров МТК № 2 (Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород) и МТК № 5 (Триест – Будапешт – Киев) до Екатеринбурга2 и объединение их на Урале с Транссибом делают возможным создание международного грузораспределительного центра, обеспечивающего транзит товаропотока на направления: Европа – страны ЮгоВосточной Азии; КНР – Россия; Европа – страны ЦентральноАзиатского региона. Очевидно, что Екатеринбургский транспортный узел – один из крупнейших центров грузораспределения, оптимальное место соединения МТК № 2, МТК № 5 и Транссиба, поэтому создание и развитие Международного транспортно-логистического центра (МТЛЦ) в городе Екатеринбурге имеет широкие перспективы, позволяющие повысить эффективность международных и межрегиональных транспортных перевозок.

Таким образом, Свердловская область и ее центр – город Екатеринбург представляют собой привлекательную для развития региональной ТЛС территорию. Определяющими факторами привлекательности являются: геостратегическое положение области, интенсивность товаро и грузодвижения, обеспечивающие непрерывность и бесперебойность товароматериальных потоков на территории, развитость рынка логистических услуг.

В Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области предложена модель региональной транспортно-логистической системы, которая учитывает специфику Свердловской области и предусматривает, наряду с функциями распределения товаропотоков в области, также обслуживание экспортных промышленных грузопотоков.

Важнейшим элементом транспортно-логистической системы является Интермодальный транспортно-логистический центр международного значения (ИМТЛЦ) в Екатеринбурге, в котором будет расположен управляющий центр, обслуживающий международные, межрегиональные связи и транзитные потоки Транссиба и МТК № 2 с зоной комплексного транспортно-логистического обслуживания радиусом 500 км.

В Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009–2015 гг. (с перспективой до 2030 г.) определены следующие задачи: рациональное размещение объектов ТЛС и увеличение емкости региональной товаропроводящей сети; оптимизация взаимодействия сети объектов ТЛС и повышение общей эффективности региональной товаропроводящей сети; повышение качества и объема логистических услуг; повышение уровня информатизации товаропроводящей сети.

Для решения поставленных задач предусмотрено внедрение системы мероприятий инвестиционного и инновационного характера по таким направлениям, как:

  • развитие терминально-складского хозяйства и транспортно-логистической инфраструктуры;
  • развитие инфраструктуры грузовых перевозок, определяемое перспективой роста грузопотоков по территории Свердловской области, в том числе реализации проекта федерального уровня «Урал промышленный – Урал Полярный» в районах нового промышленного освоения;
  • повышение эффективности и безопасности грузовых перевозок за счет разработки и внедрения новых технологий.

Создание эффективной транспортно-логистический системы позволит:

  • сократить общие издержки в цепи поставок на 12–25% и увеличить скорость товародвижения на 25–45%;
  • обеспечить опережающий среднероссийские темпы рост грузопотоков региона, что соответствует концепции развития Екатеринбурга как крупного транспортнораспределительного узла Большого Урала (грузопоток контейнеропригодных грузов Свердловской области к 2020 г. увеличится более чем в 2 раза по сравнению с 2009 г., тогда как в среднем по России объем коммерческих перевозок по инновационному варианту вырастет на 81%); это, в свою очередь, обеспечит потенциал роста оборота оптово-розничной торговли до 50%, будет способствовать сдерживанию роста потребительских цен.

Таким образом, опыт формирования транспортно-логистической системы региона позволяет сформулировать региональные особенности территориальной транспортной системы и учесть их при разработке стратегических документов.

В. А. Ли, Л. М. Аверина

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург)

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке УрО РАН, проект № 09С61003.

Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ