Сегодня, в ХХI веке, как никогда ранее, мир находится во власти пространства и времени. Господство пространства и борьба за него, как и стремление к овладению временем, выражающиеся в подчинении пульсирующей динамики собственным темпам развития, являются главными критериями оценки успешности, прогрессивности, развитости, перспективности и конкурентоспособности в современном мире. «Обуздать» и покорить пространство и время могут лишь инновации и модернизация.
Практика показала, что уровень развития инновационной сферы (науки, технологий, наукоемких отраслей) создает основу устойчивого экономического роста, а модернизация сокращает разрыв между богатыми и бедными странами.
Потребность в инновациях возникла с момента осознания того, что удовлетворить многократно повышающиеся потребности возможно только с помощью совершенствования уже имеющихся конкретных способов удовлетворения этих потребностей. Новые способы удовлетворения потребностей, дающие скачкообразный прирост полезного эффекта в момент возникновения являются тем, что в экономической литературе принято называть нововведением (инновацией).
Рассмотрим сущность и соотношение понятий «инновации» и «модернизация» применительно к экономике.
Все существующие определения понятия «инновация» рассматриваются в научной литературе с точки зрения двух основных подходов: объектного и процессного (рис. 1). Согласно объектному подходу в качестве инновации выступает результат НТП – новые техника и технология, воплощенные в новом либо усовершенствованном товаре, услуге, методе управления и т.п. В рамках процессного подхода категория «инновация» трактуется как целостный процесс создания, распространения и использования нового практического знания.
Рис. 1. Подходы к толкованию понятия «инновация»
Автор придерживается объектного понимания инноваций как выражения итогового результата научно-интеллектуально-творческой деятельности, нашедшего воплощение в новом, ранее не существовавшем товаре, процессе, технологии, методе управления и т.п., которые используются в практической деятельности, качественно обновляют характер производства (приводят к созданию благ более высокого уровня), способствуют получению положительных эффектов и развитию экономики.
В экономической литературе можно также встретить утверждение, что понятия «новшество» и «инновация» используются как синонимы. Однако новшество только при реализации на рынке, при использовании в практике становится инновацией.
Существует точка зрения, согласно которой термин «инновация» в буквальном переводе может быть понят как отрицание нового, так как «ин» может означать отрицание «не». Согласно данному подходу глубинный смысл инноваций не сводится к нововведениям и изменениям, а подразумевает изменение существующих традиций. В этом понимании инновация – изменение, нарушение привычных традиций и стереотипов, временной перспективы.
Очень точно суть инноваций отражает высказывание Ю. В. Яковца, с которым нельзя не согласиться: «Инновация – это путь в неведомое, это нарушение сложившегося образа жизни и действий, это большой риск, авантюра с заранее неизвестным результатом»1.
Прим.
1 Яковец, Ю. В. Эпохальные инновации XXI века [Текст] / Ю. В. Яковец. М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
Ряд авторов (например, С. Ривкин) пишут, что инновации не обязательно есть нечто новое, как, может быть, и «хорошо забытое старое», но происходящее в других обстоятельствах или на другой точке временной перспективы. Однако автор считает, что отличительными свойствами (особенностями) инноваций являются уникальность, неповторимость и оригинальность.
К основным критериям инноваций можно отнести:
- взаимосвязь и неразделимость элементов инноваций в инновационном процессе: знаний, ресурсов, умений при доминирующей и направляющей роли человека;
- новизну применяемых ресурсов, методов, способов и полученных результатов (узаконенные критерии новизны – патенты, свидетельства);
- практическую реализацию;
- ориентацию на конечный результат, т.е. на удовлетворение определенной общественной потребности (совершенно новой или улучшенной известной), а также на получение максимального дохода на используемый капитал (коммерциализация с целью получения прибыли);
- положительную комплексную эффективность, обеспечивающую определенный технический, экономический, экологический и социальный эффект в отдельности или в их комбинации;
- стратегическую направленность – инновации являются средством достижения конкурентных преимуществ, выживания в условиях неустойчивости, дальнейшего экономического роста фирмы, страны, региона, общества в целом.
Анализируя виды инноваций по уровню новизны, выделенные различными авторами, можно выделить улучшающие, инкрементные инновации и модернизационный тип инновационного поведения (рис. 2).
Можно выделить точку зрения, согласно которой модернизация – это разновидность, один из типов инноваций. В экономической литературе существуют мнения, что понятия «модернизация» и «инновации» тождественны (модернизация рассматривается как совокупность инновационных идей, приводящих к переменам, воздействующим на все общество).
Рис. 2. Классификация инноваций по уровню новизны и типов инновационного поведения по степени прогрессивности1
Прим.
1 Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса и инновации [Текст] / С. В. Валдайцев. М. : Инф.изд дом «Филинъ», 1997 ; Голова, И. М. Формирование инновационного климата в регионе: теория и практика [Текст] / И. М. Голова, А. Ф. Суховей. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2007.
Современные экономические словари так трактуют термин «модернизация»: от фр. modernizer or modern (современный) – ввод усовершенствований, отвечающих современным требованиям; modernization – в широком смысле – достижение прогрессивных сдвигов, изменение соответственно требованиям современности путем внедрения различных усовершенствований.
Статистика России также не проводит различия между понятиями «инновация» и «модернизация», инновации определяются как новые либо усовершенствованные товары: «к инновационным товарам, работам, услугам относятся товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям»1.
По уровню новизны Госкомстат РФ выделяет два вида инновационных товаров, работ, услуг – вновь внедренные (или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям) и подвергавшиеся усовершенствованию. По типу новизны для рынка выделяются инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка, а также инновационные товары, работы, услуги, новые для организации, но не новые для рынка.
Сходством инноваций и модернизации в экономике является ориентация на качественные улучшения (в данном смысле рассматриваемые понятия являются синонимами понятия «развитие»). Различие между ними заключается в пространственно-временном масштабе: отправной точкой инноваций является локальный точечный объект (предприятие, научная или исследовательская организация и т.п.) с последующей диффузией на более обширные области; исходным пунктом модернизации являются более обширные сферы (промышленность, образование, здравоохранение и т.д.). Что касается временной планки, то 25 лет для инноваций – это высшая планка (с момента разработки до введения инновации на рынок проходит, как максимум, 25 лет и с ускорением НТП временной период все более сокращается – вплоть до 1,5–2 лет), то для модернизации – это низшая планка, необходимая для «укоренения», усвоения инноваций различными акторами.
В заключение можно предложить авторское видение смысловых различий понятий «модернизация» и «инновации» (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение понятий «инновации» и «модернизация»
Можно сделать вывод: инновации – это инструменты для осуществления модернизации, отправная точка для запуска механизмов обновления, «осовременивания»; модернизация – это процесс, в результате которого наиболее «удачные» инновации тиражируются и закрепляются на практике, преобразуя действительность на качественно более высоком уровне.
И. В. Ивлева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 19020