СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Формирование рынка квот на загрязнение окружающей природной среды

Современное промышленное производство характеризуется высоким уровнем воздействия на окружающую природную среду (ОПС), при оценке которого прослеживается зависимость между производственными и экологическими факторами: рост объема производства при неизменном его техническом уровне сопровождается ростом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водные объекты, значительным образованием отходов.

При этом расчеты показывают, что потребность в затратах на восстановление и охрану компонентов экосистемы территории постоянно возрастает. В настоящее время основным источником финансирования природоохранной деятельности является плата за пользование природными ресурсами и негативное воздействие на окружающую природную среду. Несмотря на постоянный рост этих платежей, затраты на природоохранную деятельность в РФ остаются явно недостаточными и составляют примерно 1% от ВВП, тогда как в развитых странах – 3–4%.

Разрешение противоречия между нарастанием экологических проблем и масштабами природопользования возможно при переориентации общественного производства на экологический путь развития.

Однако анализ действующего механизма управления природоохранной деятельностью обнаруживает его низкую эффективность. Система управления устарела и не отражает современных представлений и тенденций развития общественного производства, которые в обобщенном виде формулируются следующим образом: экологоэкономическая эффективность производства достигается путем производства конкурентоспособных видов продукции, удовлетворяющих потребности человека и улучшающих качество жизни при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду и ресурсоемкости производства через весь жизненный цикл.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости развития механизма путем использования в управлении природопользованием и охраной окружающей среды рыночных отношений. Такой подход успешно реализуется в зарубежной практике. В настоящее время на Западе уже функционирует развитый рынок по продаже объемов сокращенных выбросов, созданы специализированные углеродные биржи, на рынке действуют брокеры и компании, оказывающие юридические услуги, обеспечивающие сопровождение подобных проектов. В России существует практика использования рыночного механизма для снижения выбросов парниковых газов (например, на Архангельском ЦБК), однако большого распространения этот опыт не получил.

Теоретической предпосылкой создания системы торговли квотами на загрязнение является принцип всеобщности рынка, согласно которому рыночная экономика подразумевает охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. В случае если все факторы производства, кроме способности окружающей природной среды ассимилировать отходы производственной деятельности человека, будут предметом рыночного торга, экстернальные издержки загрязняющих производств приведут к деградации природы, т.е. к неэффективности рыночной экономики. По Р. Коузу, при рыночном распределении прав на загрязнение происходит уменьшение образования и интервенции отходов производства в окружающую природную среду до уровня, когда предельная прибыль производителя не превышает компенсируемого им ущерба. При этом уровень загрязнения определяется правами (квотами) на допустимое воздействие производства на экосистемы, а их недоиспользование (экономия) является основой биржевой или договорной торговли последними, обеспечивая интерес предпринимателей к использованию экологически чистых технологий.

Рыночный метод обеспечивает минимизацию общих затрат на достижение заданного качества окружающей среды за счет уменьшения выбросов и сбросов у загрязнителей с низкими издержками. То есть на бирже квот формируется цена квоты на основе средних предельных издержек хозяйствующих субъектов, осуществляющих природоохранные мероприятия. Экономическими предпосылками создания биржи квот на загрязнение являются различные уровни затрат по снижению интервенции одноименных загрязняющих веществ в окружающую среду различными предприятиями.

Снижение негативного воздействия на окружающую природную среду с использованием рыночных методов многие ученые связывают с понятием ассимиляционного потенциала территории, отражающего способность биосферы или ее составляющих ассимилировать или усваивать различные антропогенные воздействия и загрязнения в определенных пределах без существенного изменения своих свойств. До тех пор, пока эта способность природы сохраняется, дополнительных затрат на восстановление качественных ее параметров не требуется. При этом существующие разработки российских ученых рассматривают ассимиляционный потенциал территории в качестве основы формирования банка прав (квот) воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов.

Анализ подходов к количественной оценке ассимиляционного потенциала показал, что наиболее продуктивен способ, предложенный Е. Я. Власовой: ассимиляционный потенциал территории в натуральном выражении (Ат) определяется суммированием условного ассимиляционного потенциала водных объектов (Ав), почвогрунтов (Ап), атмосферного воздуха (Аа):

Ат = Ав + Ап + Аа.

(2)

(1)

Известно, что в процессе вовлечения природно-ресурсного потенциала в хозяйственный оборот происходит трансформация его в ресурсы, используемые предприятиями для производства продукции, выполнения работ и услуг, необходимых участникам рыночных отношений. Следовательно, вовлечение предприятиями ассимиляционного потенциала территории в свой хозяйственный оборот путем интервенции отходов производства в окружающую природную среду есть потребление ими данного вида ресурсов территории. Стоимостная оценка этого показателя возможна по формуле

ЭРТ = Ав × Ув + Ап × Уп + Аа × Уа,

где ЭРТ – стоимостная оценка ассимиляционного потенциала территории; Ув, Уп, Уа – показатели удельного ущерба, наносимого одной условной тонной загрязняющих веществ (отходов) окружающей среде территории.

Безопасный (нормативный) для окружающей природной среды объем потребления ассимиляционного потенциала территории промышленным предприятием в натуральном выражении (ЭРm) определяется установленными для него нормативами ПДВ, ПДС и лимитом размещения отходов производства:

ЭРвm = Aвm =; ii1ПДС

(3)

(4)

ЭРam = Аam = ; ii1ПДВ

ЭРom = Аom = . ii1ЛО

(5)

Величина фактической интервенции загрязняющих веществ и отходов в ОПС определит реальный уровень потребления этих ресурсов:

ЭР × вm = Авm = + ; ii1ПДС ii1СЛС

(6)

ЭР × am = Аam = + + ; ii1ПДВ iiВСВ1 iiСЛВ1

(7)

ЭР × om = Аom = + , ii1ЛО ii1СЛО

(8)

где ПДВi, ПДСi, ЛОi – нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу, в водные объекты iго загрязнителя и размещения iго отхода, т; СЛВi, СЛСi, СЛОi – сверхлимитные выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты iго загрязнителя и размещение сверхлимитных iх отходов, т; ВСВi – величина временно согласованных выбросов в атмосферу iго загрязняющего вещества, т.

Безопасный нормативный объем ассимиляционного потенциала территории, потребляемый всем промышленно-территориальным комплексом, может быть определен как сумма объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты в пределах установленных нормативов (, где m – число предприятий-природопользователей). При этом объем потребления ассимиляционного потенциала территории конкретным предприятием следует рассматривать как сумму его расхода по направлениям воздействия на окружающую природную среду (соответственно атмосфера, вода, почва). mmЭР

Поскольку негативное воздействие промышленного предприятия на окружающую природную среду представляет собой разновидность природопользования, то плата за загрязнение окружающей природной среды является, по сути, разновидностью платы за использование природных ресурсов, а в качестве ресурсов выступает ассимиляционная способность природной среды (экологические ресурсы).

Таким образом, рассмотренный подход к количественной оценке ассимиляционного потенциала может быть использован в качестве основы формирования банка квот на негативное воздействие на окружающую среду для конкретной территории с последующим распределением их между предприятиями и обеспечит создание условий реализации рыночных отношений в природопользовании.

Л. Г. Елкина

Уфимский государственный авиационный технический университет (Уфа)

Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141