Среди инновационных инструментов развития региональной экономики особую актуальность приобретают вопросы организации биржевой торговли. 23 июля 2010 в г. Челябинске прошло совещание под председательством Председателя Правительства РФ В. В. Путина по вопросам развития черной металлургии, на котором была озвучена идея создания биржи металлов.
Данный вопрос уже неоднократно появлялся на повестке дня в связи необходимостью повышения прозрачности механизма ценообразования на рынке металлов. Металлургическими холдингами используются специализированные сбытовые структуры, так называемые «торговые дома».
Сложившаяся система не всегда позволяет учитывать интересы государства при проведении субъектами бизнеса сделок по продаже товаров, продукции. Кроме того, такая ценовая политика не всегда может быть понятной для потребителей, в частности, для машиностроительных предприятий, у которых в себестоимости выпускаемой продукции стоимость металла занимает значительную долю. Таким образом, прозрачное ценообразование на рынке металлов является одним из факторов конкурентоспособности целых отраслей экономики региона (области, федерального округа). В связи с этим идея создания биржи металлов в значительной степени актуальна для Уральского федерального округа, так как именно здесь производится около 42% продукции металлургического комплекса страны.
Биржевые торги могут быть организованы как черными, так и цветными металлами, несмотря на то, что специфика ценообразования в этих подотраслях различается.
Преимуществами биржевой торговли для государства выступит более прозрачный механизм ценообразования, что позволит контролировать финансовые потоки и, соответственно, снизить количество схем, применяемых для уклонения от налогообложения.
В долгосрочном плане от повышения прозрачности выгодоприобретателем выступят также и предприятия, поскольку в конечном счете произойдет улучшение инвестиционного климата в стране.
Прозрачность сделок и, как следствие, прозрачность финансовых потоков предприятий повысит их капитализацию, снизит риски кредитования предприятий, а следовательно, и стоимость ресурсов, привлекаемых для развития бизнеса. Кроме того, биржевой механизм позволял крупным предприятиям в значительной степени оптимизировать затраты на реализацию произведенной продукции за счет сокращения штата продавцов, снижения коррупционных механизмов.
Для потребителей преимуществом создания биржи металлов будет снижение вероятности ценового сговора со стороны производителей.
Представители металлургических компаний достаточно сдержанно относятся к идее организации биржевой торговли металлами, указывая на отсутствие у продукции черной металлургии свойств биржевого товара, прежде всего однородности, поскольку номенклатура продукции весьма обширна. Кроме того, указывается, что при реализации биржевого механизма увеличится срок поставки продукции, а также могут возникнуть спекулятивные явления. Тем не менее, данные вопросы могут быть урегулированы в процессе организации биржи.
Одним из факторов, вызывающих сомнения в эффективности рассматриваемого механизма в России, является наличие мировых центров биржевой торговли товарами (Лондон, Шанхай, НьюЙорк).
Однако нельзя считать нормальной ситуацию, когда ценообразование на стратегически важные для России товары происходит вне территории страны, причем речь идет не только об экономических причинах, но и политических. На мировых рынках цены определяются факторами, не всегда имеющими прямое отношение к российской экономике. Поэтому не совсем понятно, зачем брать на себя чужие риски, когда можно создать более понятный механизм реализации продукции.
Помимо металлов в перспективе на бирже могут быть представлены иные товары – нефтепродукты, лес, зерно, строительные материалы, может быть, даже ямальская оленина. В итоге организация биржевой торговли товарами может стать новым инструментом развития экономики округа.
А. А. Глумов
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 1642