Несмотря на то, что стратегическое планирование как инструмент регионального развития применяется в практике деятельности многих государств, в том числе и России, достаточно давно, в Казахстане вопросы стратегического планирования и управления региональным развитием – относительно новая область деятельности. В Казахстане исторически сложилось сильное централизованное управление – при большой территории и относительно небольшом количестве и низкой плотности населения формирование и функционирование территориально-производственных комплексов являлось основой административного управления развитием регионов. Развитие рыночных механизмов хозяйствования, осознание бесперспективности пути «сырьевого» развития и ориентация на модель инновационной экономики поставили вопрос о внутренних механизмах развития регионов.
Попытка «внедрить» стратегическое планирование «сверху» не принесла ожидаемых результатов. Разработанные для казахстанских регионов и крупных городов Стратегические планы «под ключ» не только не явились ориентиром для развития, но и не были восприняты местным сообществом.
Основная причина отрицательного результата такова: несмотря на то, что технологии разработки Стратегического плана типичны и технологически воспроизводятся в различных территориальных сообществах, основополагающим моментом является активное участие населения и его общественных групп на всех этапах разработки Стратегического плана.
Прежде всего, Стратегический план региона необходим для решения задачи по объединению усилий власти, бизнеса и населения при формулировании общих целевых задач развития региона на долгосрочную перспективу и реализации долгосрочного плана.
Основная цель активного взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества при разработке Стратегического плана состоит в выработке общих ценностных оснований. До тех пор, пока не найдены и не согласованы общие для всех групп ценности, невозможно выработать общую цель развития региона. Формирование общего ценностного поля приводит к определению реальных мотивов деятельности основных групп населения, установлению кооперационных связей между гражданским обществом, властью и бизнесом, осознанием их миссии и предназначения, что приводит к формированию новых качеств региональной среды.
Многообразие видов деятельности различных групп населения и власти при их вовлечении в стратегическое планирование создает большие альтернативы выбора основных направлений развития региона. Выработанная на основе взаимодействия общая цель развития региона формирует общие интересы, вносит коррективы в частные интересы населения, бизнеса, власти и структурируя тем самым региональное сообщество. Стратегическое планирование как процесс создает условия для социальной активности населения, непрерывной генерации новых социальных проектов и инициатив.
Процесс стратегического планирования завершается выработкой собственно стратегии и набора стратегических программ, раскрывающих пути достижения основных направлений развития, заложенных в стратегии регионального развития. На этом этапе заложенные в Стратегическом плане целевые ориентиры, а качественные и количественные показатели переходят из категории проектного документа в категорию индикативных ориентиров. Ответственность за их достижение и коррекцию в казахстанской практике переходит на властные структуры региональной администрации, а для бизнес-сообщества и гражданского общества процесс стратегического планирования заканчивается.
В процессе реализации Стратегический план устаревает и требует постоянной корректировки в связи с меняющейся внешней и внутри-региональной ситуацией. Вносимые изменения по своему содержанию и форме проявления так же должны разделяться (одинаково пониматься) всеми представителями населения – властью, бизнесом и гражданским обществом. Таким образом, на этапе реализации Стратегического плана необходим механизм постоянного взаимодействия активных структур власти, бизнеса и гражданского общества. В качестве такого механизма предлагается создание постоянно действующей общественной структуры (Общественный совет, комитет и т.д.), включающей представителей активных структур власти, бизнеса и гражданского общества, задачей которого будет проведения постоянного мониторинга и оценки реализации стратегических программных документов. Эта общественная структура по отношению к процессу реализации Стратегического плана должна выполнять постоянную рефлексивную функцию – сопоставление полученных результатов с запланированными с учетом опыта реализации конкретных шагов (этапов и мероприятий) по достижению этих результатов на фоне внутренних и внешних изменений региональной ситуации.
Если мониторинг должен присутствовать на каждом этапе реализации Стратегических программных документов и отвечать на вопрос правильно ли выполняется деятельность по реализации Стратегического плана, т.е. соответствует ли план факту.
Оценка должна проводиться на всех этапах реализации стратегических программных документов – разработке, реализации промежуточных этапов, достижении конечных целей. Соответственно фокус оценки на различных этапах процесса стратегического планирования различный.
Методика оценки на этапе разработки стратегических программных документов должна включать как непосредственно оценку разработки содержания программного документа, так и разработанные показатели результативности.
Автором предлагается рассмотреть следующие ключевые вопросы оценки стратегических программных документов на этапе разработки:
1) оценка разработки программы:
оценка качества содержания программы (четкость постановки и обоснования проблем, обозначения целей и задач программы, их адекватность выявленным проблемам);
оценка актуальности и адресности программы;
оценка финансового обеспечения реализации программы;
2) оценка разработанных показателей результативности программы:
оценка показателей и индикаторов программы (наличие в программе долгосрочных результатов, первоначальных показателей и промежуточных результатов деятельности, их последовательность);
оценка запланированных программных мероприятий;
оценка механизма мониторинга программы;
3) оценка оформления проекта программы
Методика оценки реализации стратегических программных документов должна включать в себя следующие ключевые вопросы:
1) оценка прямого результата реализации программы (своевременность, полнота и целевое использование бюджетных средств; полнота и своевременность исполнения мероприятий);
2) оценка результативности программы (своевременность и полнота достижения прямых результатов программы; степень достижения целевых индикаторов и показателей; уровень удовлетворенности благо-получателей);
3) оценка системы мониторинга реализации программы (адекватность механизма мониторинга программы выполняемым мероприятиям по программе; наличие процедур корректировки программы по результатам мониторинга, сопоставительного анализа и практических рекомендаций);
4) оценка устойчивости полученных результатов.
Реализуемый на постоянной основе мониторинг и оценка реализации Стратегического плана служат инструментом управленческих решений в стратегическом управлении развитием региона.
Постоянный мониторинг и оценка реализации стратегического плана позволяют учитывать появляющиеся угрозы и вызовы, изменения социально-экономической среды жизнедеятельности региона и в этом плане корректировать направления и формы регионального развития. Без процедур мониторинга и оценки Стратегический план является, по сути, нормативным документом, постепенно устаревающим и не отвечающим меняющимся социально-экономическим тенденциям.
Участие в процессе стратегического планирования и управления трех субъектов деятельности – власти, бизнеса и гражданского общества позволяет гарантировать единое понимание и принятие целевых ориентиров регионального развития.
Таким образом, объединение усилий общественных организаций, бизнеса и власти, институционализация организационных процедур взаимодействия гражданского общества, бизнеса и власти позволяет рассматривать процесс стратегического планирования и управления как площадку для взаимодействия и образования, как институт регионального развития.
Е. А. Вечкинзова
Карагандинский университет «Болашак» (Караганда, Республика Казахстан)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 2596