Правительством Российской Федерации взят курс на переход от индустриальной экономики к инновационной. Некоторые исследователи считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая ее воплощает.
Инновационная деятельность – выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии1.
По данным Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования, доля промышленных предприятий в России, осуществляющих технологические инновации, составляет 9,4% (Япония – 33%, Финляндия – 48,6, Канада – 67,4%), а доля инноваторов среди малых предприятий промышленности меньше 2%.
Прим.
1 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [Текст] : постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 г. № 2473пП7.
2 Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Текст] : постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219.
В настоящее время для осуществления модернизации российской экономики за счет ориентации на выпуск и создание инновационных продуктов принят ряд мер, ведущей из которых является финансирование вузов на конкурсной основе2. Так, по данным Рособразования, в 2009 г. 305 вузов подали 5 254 заявки в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. По результатам конкурсов 167 вузов заключили 1621 государственный контракт на общую сумму 1,9 млрд р., в рамках которых создан и защищен 351 объект интеллектуальной собственности. Более 70 вузов создали 200 малых инновационных предприятий с более чем 1,5 тысячами рабочих мест, 70 бизнес-инкубаторов и 120 технопарков.
В части финансирования образовательных учреждений выделяются бюджетные ассигнования на развитие объектов их инновационной инфраструктуры, включающих бизнес-инкубаторы, технопарки, технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования, центры научно-технической информации, центры инновационного консалтинга и другие объекты.
Среди указанных выше объектов инновационной инфраструктуры центральное место занимают бизнес-инкубаторы. В соответствии с российским законодательством, бизнес-инкубатор – это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.
В настоящее время в Свердловской области открыт Бизнес-инкубатор инновационных проектов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Основной его целью является формирование и обеспечение проектных команд ресурсно-технологической, организационно-правовой и сервисной поддержки для расширенного воспроизводства малых инновационных предприятий, выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг на основе коммерциализации и практического использования результатов научных исследований и разработок УрФУ1.
Прим.
1 Положение о Бизнесинкубаторе инновационных проектов [Текст]. СМКПСП 0434. Екатеринбург, 2010.
Основными функциями бизнесинкубатора являются: обеспечение реализации инновационных проектов; организация инновационных конкурсов и иных мероприятий; экспертиза инновационных проектов; организация комплексного сопровождения реализации инновационных проектов; проведение научноис-следовательской, аналитической, научно-практической работы в рамках развития инновационной инфраструктуры УрФУ; формирование и развитие на базе бизнес-инкубатора сетевого бизнес-инкубатора Уральского федерального округа. Условно данные функции можно разделить на три группы: организационная деятельность, экспертиза проектов, сервисная деятельность.
По сути, бизнес-инкубатор – это оператор по предоставлению логистического сервиса (услуги и работы по обслуживанию материального потока в сфере обращения и эксплуатации и связанного с ним информационного и финансового потоков), в частности сервиса оказания услуг производственного назначения, охватывающего совокупность предлагаемых видов сервисного обслуживания выпускаемой продукции, т.е. набор услуг, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции. Так, предприниматели и ученые из вузов Свердловской области получают возможность производить на базе инкубатора пробные партии своих продуктов, а также юридическую, организационную, финансовую, патентнолицензионную и другие виды услуг. В таблице отражены классификационные признаки логистического сервиса бизнесинкубаторов.
Из представленной классификации можно выделить сервис, предоставляемый бизнесинкубатором УрФУ для субъектов малого инновационного предпринимательства: по временному параметру – производственный; в зависимости от формы оплаты – бесплатный и (или) условнобесплатный; по содержанию сервиса – материальный и нематериальный; по типу – инновационный или комбинированный.
Классификационные признаки логистического сервиса бизнесинкубатора
Классификационный признак
|
Вид
|
Пример услуги в бизнесинкубаторе
|
По временному параметру
|
Производственный
|
Предоставление оборудования и квалифицированных кадров для выпуска мелкосерийных партий продукции
|
Предпродажный
|
Комплектование, хранение
|
В процессе поставки
|
Транспортировка, кредитование, страхование, реклама
|
Послепродажный
|
Техническое обслуживание продукции
|
В зависимости от формы оплаты
|
Бесплатный (временный)
|
Для государственных вузов и научных организаций
|
Условно бесплатный (льготный)
|
Первый год – аренда 40%
Второй год – аренда 60%
Третий год – аренда 80%
|
Платный
|
По содержанию сервиса
|
Материальный
|
Работы производственного назначения
|
Нематериальный
|
Услуги финансово-кредитных учреждений, дистрибьюция и реклама, аренда помещений
|
По типу бизнес инкубатора
|
Офисный
|
Предоставление услуг по аренде нежилых помещений, субъектам малого предпринимательства; техническое обслуживание помещений; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения и др.
|
Производственный
|
Предоставление оборудования и квалифицированного персонала для выпуска мелкосерийных партий продукции
|
Инновационный
|
Размещается на базе вузов и включает в себя офисный, производственный тип бизнес-инкубатора, дополненный научно-исследовательскими лабораториями
|
Комбинированный
|
Включает в себя несколько типов бизнес-инкубаторов
|
Таким образом, развитие инновационной деятельности Свердловской области вообще и бизнесинкубаторов в частности неразрывно связано с развитием сферы сервисной деятельности.
С. С. Вдовин
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 2384