СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Образовательные технологии в высшей школе как фактор инновационной экономики

Отметим, что роль высококвалифицированных специалистов в иннова­ционной экономике очень велика и постоянно будет расти. В связи с этим, по нашему глубокому убеждению, образовательные технологии, подготов­ка кадров, способных эффективно руководить инновационными процес­сами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является весьма приоритетной не только региональной, но и федеральной проблемой.

В этом отношении, на наш взгляд, интересен опыт подготовки выпус­кников специальности «Экономика труда» Уральского государственного экономического университета. В основу подготовки заложены следующие принципы:

  • • становление, развитие и воспитание творческой личности; постоян­ная нацеленность на генерацию перспективных нововведений; обучение управлению социальными и психологическими сторонами создания нау­коемких технологий;
  • • рассмотрение обучения и подготовки квалифицированных кадров как долгосрочных инвестиций, необходимых для эффективной деятель­ности организаций;
  • • создание системы непрерывного обучения и повышения квалифика­ции кадров;
  • • сотрудничество университета с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты.

Одним из завершающих этапов подготовки высококвалифицирован­ных специалистов является написание диплома – выпускной квалифика­ционной работы, которая подтверждает готовность приступить к прак­тической деятельности в рамках специальности.

Именно система высшего образования представляет собой базу для построения инновационно-инвестиционной сети, которая может иг­рать роль «моста», соединяющего науку и производство многих отраслей и территорий.

Высшая школа сегодня обладает высоким научно-техническим потен­циалом, через своих выпускников взаимодействует со многими отрасле­выми и региональными структурами. Можно отметить и относительно высокий уровень системы информационного обеспечения высшей шко­лы, включая глобальные и локальные информационные сети, а также гиб­кость системы высшей школы в условиях сегодняшнего времени.

За последние годы студенты кафедры экономики труда и управления персоналом проходили преддипломную практику на таких крупных про­мышленных предприятиях, как ОАО «Первоуральский новотрубный за­вод», машиностроительный завод им. Калинина, ОАО «Уралмашзавод», а также в Министерстве экономики Свердловской области и др. Все это позволило будущим специалистам взглянуть на непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск конкурентоспособной продукции, структурную перестройку экономики, на возможности новых подходов в управлении областью, реализацию об­ластных программ в сфере социально-трудовых отношений.

Выполненные студентами дипломные исследования свидетельствуют о том, что инновационная экономика – это экономика общества, осно­ванная на знаниях. Она сформирована на инновациях, на положительном восприятии новых идей, новых систем, новых разработок, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятель­ности, новая экономика выделяет особую роль знаний и инноваций, пре­жде всего знаний научных. Производство, управление человеческими ре­сурсами, не опирающееся на новые знания и инновации, в современном обществе оказывается нежизнеспособным.

Обратимся к некоторым результатам, полученным студентами в ходе преддипломной практики в Департаменте труда Министерства эконо­мики Свердловской области. Это, прежде всего, характер и содержание инновационной управленческой деятельности в области социальнотру­довых отношений. Здесь множество задач и осуществление функций, которые касаются системы социальной защиты населения, разработка прогноза повышения уровня жизни населения, ситуации на рынке труда. Определение кадровой потребности хозяйственного комплекса Сверд­ловской области, проведение мероприятий в сфере охраны труда, мони­торинг уровня оплаты труда по организациям, выплачивающим заработ­ную плату, ниже прожиточного минимума, и выработка предложений по ее повышению. С учетом местных условий осуществляется также раз­работка и расчет потребительской корзины, прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп населения. Вырабатываются меры по предупреж­дению массового высвобождения и трудоустройству безработного насе­ления в городах и районах области, созданию и сохранению имеющихся рабочих мест. Департамент осуществляет контроль использования вы­деленных средств из областного бюджета на поставку (включая монтаж и наладку) оборудования, транспортных средств и выполнение работ по изготовлению технологической оснастки в целях создания и сохранения рабочих мест для инвалидов.

Большое внимание уделяется обеспечению государственных гарантий по охране труда, координации этой работы и взаимодействию областных и территориальных межотраслевых исполнительных органов государс­твенной власти Свердловской области, органов местного самоуправле­ния, объединения профсоюзов и предпринимателей. Департамент коор­динирует деятельность образовательных учреждений по организации обучения в области охраны труда и проверке знаний охраны труда руко­водителей и специалистов организаций, а также содействует внедрению единых государственных нормативных требований по охране труда.

Далее можно отметить и такое направление, как организация и осу­ществление государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране работ в пределах предоставленных полномочий; участие в расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми пос­ледствиями; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, взаимодействие с Государственной инспекцией труда Свердловской области по профи­лактике нарушений в сфере труда, охраны труда в организациях Сверд­ловской области.

Обратимся к некоторым цифрам, полученным студентами в ходе пред­дипломной практики (см. таблицу).

Отметим, что особые надежды, возлагаются нами на множествен­ность подходов и моделей обучения будущих специалистов. К одному из таких направлений относится и использование социологических ме­тодик при анализе экономикотрудовых проблем и вопросов управления персоналом. Студентамивыпускниками весной 2010 г. были проведены конкретные социологические исследования по собственно разработан­ному инструментарию, касающиеся вопросов качества трудовой жизни, анализа изучения уровня жизни работающих, морального и материаль­ного стимулирования труда, мотивации работников и использования но­вых подходов в управлении персонала ряда организаций. Опросом были охвачены работники различных отраслей промышленности, сферы услуг, жители северных городов Свердловской области, получающие высшее экономическое образование.

Данныео производственномтравматизмепоотдельнымтерриториямСвердловскойобластис наиболеевысокимипоказателямиза 2007–2008 гг.

Муниципальное образование

Число пострадавших на 1 000 работающих

2007

2008

Кушвинский городской округ

5,6

6,0

Невьянский городской округ

3,1

4,1

Ггородской округ Красноуфимск

4,3

4,4

Городской округ Первоуральск

5,2

4,9

Артинский городской округ

1,6

4,4

Городской округ Ревда

3,3

3,2

Шалинский городской округ

11,1

5,8

Город Алапаевск

7,3

8,1

Алапаевское МО

7,0

6,3

Городской округ Ирбит

4,8

3,7

Байкаловский муниципальный район

5,6

4,7

Пышминский городской округ

6,9

7,7

Тавдинский городской округ

7,0

5,1

Туринский городской округ

9,6

6,0

Каменский городской округ

2,5

3,8

Городской округ Сухой Лог

4,7

5,2

Городской округ Богданович

4,6

4,3

Березовский городской округ

4,8

4,2

Режевской городской округ

4,7

3,9

Городской округ Карпинск

6,4

6,2

Североуральский городской округ

5,5

4,0

Сосьвинский городской округ

5,9

7,3

Городской округ Верхотурский

5,5

3,4

Новолялинский городской округ

7,9

5,6

Образовательные технологии как фактор инновационной экономи­ки, на наш взгляд, представляют собой некое суждение о результатах обучения и текущего состояния обучаемых, выбора оптимальной модели обучения для данной конкретной ситуации. Образовательные технологии выходят на более детальный уровень управления в высшей школе и поз­воляют проектировать и гарантировать результат обучения.

Т. П. Волкова

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601