Отметим, что роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. В связи с этим, по нашему глубокому убеждению, образовательные технологии, подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является весьма приоритетной не только региональной, но и федеральной проблемой.
В этом отношении, на наш взгляд, интересен опыт подготовки выпускников специальности «Экономика труда» Уральского государственного экономического университета. В основу подготовки заложены следующие принципы:
- • становление, развитие и воспитание творческой личности; постоянная нацеленность на генерацию перспективных нововведений; обучение управлению социальными и психологическими сторонами создания наукоемких технологий;
- • рассмотрение обучения и подготовки квалифицированных кадров как долгосрочных инвестиций, необходимых для эффективной деятельности организаций;
- • создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров;
- • сотрудничество университета с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты.
Одним из завершающих этапов подготовки высококвалифицированных специалистов является написание диплома – выпускной квалификационной работы, которая подтверждает готовность приступить к практической деятельности в рамках специальности.
Именно система высшего образования представляет собой базу для построения инновационно-инвестиционной сети, которая может играть роль «моста», соединяющего науку и производство многих отраслей и территорий.
Высшая школа сегодня обладает высоким научно-техническим потенциалом, через своих выпускников взаимодействует со многими отраслевыми и региональными структурами. Можно отметить и относительно высокий уровень системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные информационные сети, а также гибкость системы высшей школы в условиях сегодняшнего времени.
За последние годы студенты кафедры экономики труда и управления персоналом проходили преддипломную практику на таких крупных промышленных предприятиях, как ОАО «Первоуральский новотрубный завод», машиностроительный завод им. Калинина, ОАО «Уралмашзавод», а также в Министерстве экономики Свердловской области и др. Все это позволило будущим специалистам взглянуть на непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск конкурентоспособной продукции, структурную перестройку экономики, на возможности новых подходов в управлении областью, реализацию областных программ в сфере социально-трудовых отношений.
Выполненные студентами дипломные исследования свидетельствуют о том, что инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях. Она сформирована на инновациях, на положительном восприятии новых идей, новых систем, новых разработок, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности, новая экономика выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных. Производство, управление человеческими ресурсами, не опирающееся на новые знания и инновации, в современном обществе оказывается нежизнеспособным.
Обратимся к некоторым результатам, полученным студентами в ходе преддипломной практики в Департаменте труда Министерства экономики Свердловской области. Это, прежде всего, характер и содержание инновационной управленческой деятельности в области социальнотрудовых отношений. Здесь множество задач и осуществление функций, которые касаются системы социальной защиты населения, разработка прогноза повышения уровня жизни населения, ситуации на рынке труда. Определение кадровой потребности хозяйственного комплекса Свердловской области, проведение мероприятий в сфере охраны труда, мониторинг уровня оплаты труда по организациям, выплачивающим заработную плату, ниже прожиточного минимума, и выработка предложений по ее повышению. С учетом местных условий осуществляется также разработка и расчет потребительской корзины, прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп населения. Вырабатываются меры по предупреждению массового высвобождения и трудоустройству безработного населения в городах и районах области, созданию и сохранению имеющихся рабочих мест. Департамент осуществляет контроль использования выделенных средств из областного бюджета на поставку (включая монтаж и наладку) оборудования, транспортных средств и выполнение работ по изготовлению технологической оснастки в целях создания и сохранения рабочих мест для инвалидов.
Большое внимание уделяется обеспечению государственных гарантий по охране труда, координации этой работы и взаимодействию областных и территориальных межотраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, объединения профсоюзов и предпринимателей. Департамент координирует деятельность образовательных учреждений по организации обучения в области охраны труда и проверке знаний охраны труда руководителей и специалистов организаций, а также содействует внедрению единых государственных нормативных требований по охране труда.
Далее можно отметить и такое направление, как организация и осуществление государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране работ в пределах предоставленных полномочий; участие в расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, взаимодействие с Государственной инспекцией труда Свердловской области по профилактике нарушений в сфере труда, охраны труда в организациях Свердловской области.
Обратимся к некоторым цифрам, полученным студентами в ходе преддипломной практики (см. таблицу).
Отметим, что особые надежды, возлагаются нами на множественность подходов и моделей обучения будущих специалистов. К одному из таких направлений относится и использование социологических методик при анализе экономикотрудовых проблем и вопросов управления персоналом. Студентамивыпускниками весной 2010 г. были проведены конкретные социологические исследования по собственно разработанному инструментарию, касающиеся вопросов качества трудовой жизни, анализа изучения уровня жизни работающих, морального и материального стимулирования труда, мотивации работников и использования новых подходов в управлении персонала ряда организаций. Опросом были охвачены работники различных отраслей промышленности, сферы услуг, жители северных городов Свердловской области, получающие высшее экономическое образование.
Данныео производственномтравматизмепоотдельнымтерриториямСвердловскойобластис наиболеевысокимипоказателямиза 2007–2008 гг.
Муниципальное образование
|
Число пострадавших на 1 000 работающих
|
2007
|
2008
|
Кушвинский городской округ
|
5,6
|
6,0
|
Невьянский городской округ
|
3,1
|
4,1
|
Ггородской округ Красноуфимск
|
4,3
|
4,4
|
Городской округ Первоуральск
|
5,2
|
4,9
|
Артинский городской округ
|
1,6
|
4,4
|
Городской округ Ревда
|
3,3
|
3,2
|
Шалинский городской округ
|
11,1
|
5,8
|
Город Алапаевск
|
7,3
|
8,1
|
Алапаевское МО
|
7,0
|
6,3
|
Городской округ Ирбит
|
4,8
|
3,7
|
Байкаловский муниципальный район
|
5,6
|
4,7
|
Пышминский городской округ
|
6,9
|
7,7
|
Тавдинский городской округ
|
7,0
|
5,1
|
Туринский городской округ
|
9,6
|
6,0
|
Каменский городской округ
|
2,5
|
3,8
|
Городской округ Сухой Лог
|
4,7
|
5,2
|
Городской округ Богданович
|
4,6
|
4,3
|
Березовский городской округ
|
4,8
|
4,2
|
Режевской городской округ
|
4,7
|
3,9
|
Городской округ Карпинск
|
6,4
|
6,2
|
Североуральский городской округ
|
5,5
|
4,0
|
Сосьвинский городской округ
|
5,9
|
7,3
|
Городской округ Верхотурский
|
5,5
|
3,4
|
Новолялинский городской округ
|
7,9
|
5,6
|
Образовательные технологии как фактор инновационной экономики, на наш взгляд, представляют собой некое суждение о результатах обучения и текущего состояния обучаемых, выбора оптимальной модели обучения для данной конкретной ситуации. Образовательные технологии выходят на более детальный уровень управления в высшей школе и позволяют проектировать и гарантировать результат обучения.
Т. П. Волкова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 2066