Специально разработанный автором программный комплекс «Компас» предусматривает автоматизированное формирование базовых (фундаментальных) вариантов обучения (заведомо избыточных и возможно рассчитанных на все уровни непрерывного образования), которые включают базовое учебнометодическиое обеспечение (теоретическую и практическую части, учебные планы и программы, тесты, практические, контрольные, курсовые и другие работы с описанием порядка их выполнения и др.) в электронной форме (БЭУМК), на основании которых, далее автоматически строятся индивидуальные варианты обучения студентов с соответствующим индивидуальным электронным учебно-методическим комплексом (ИЭУМК), который передается студенту. Формирование ИЭУМК может быть выполнено по Интернету. Таким образом, достигается индивидуальная адаптация БЭУМК к студентам или группам студентов, к уровню и особенностям их подготовки или переподготовки, а это является
основным требованием непрерывного образования.
Что касается компетенции и компетентности, то можно отметить следующее.
Существуют множество определений данных терминов, например:
• компетенция – предметная область профессиональной деятельности специалиста, в которой он хорошо ориентируется, осведомлен, обладает познаниями и опытом;
• компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией,
включающей совокупность взаимосвязанных качеств личности (способностей, знаний, умений, навыков).
Для количественной их оценки автор предлагает ввести следующие новые понятия в педагогику:
• условная цена учебного элемента (дидактически обработанная и включенная в учебную дисциплину единица изучаемой предметной области)
– количественная экспертная оценка (по десятибалльной системе) вероятности применения в практической работе полученных знаний, навыков
и умений;
• потенциальная компетентность – компетентность, существующая в скрытом виде и проявляемая в практической деятельности и равная произведению уровня изучения учебного элемента (обычно три: 1 – начальный,
2 – базовый и 3 – углубленный) на значение его условной цены;
• уровень потенциальной компетентности – частное от деления значения
потенциальной компетентности на нормативное учебное время, затрачиваемого
на изучение учебного элемента. Это понятие характеризует эффективность использования учебного времени с точки зрения формирования
потенциальной компетентности.
При формировании учебной программы задаются уровни изучения и условная цена для каждого элементарного учебного элемента. Формирование
всех остальных производных показателей потенциальной компетенции
производится системой «Компас» автоматически. Это позволяет автоматически сформировать статистический материал для анализа учебных
планов и программ с точки зрения максимизации формирования потенциальной
компетентности при ограниченном учебном времени за счет исключения малоценных учебных элементов.
Практика применения данного подхода и системы «Компас» показала, что максимальный по формируемой потенциальной компетентности и по другим количественным критериям, индивидуальный адаптированный
вариант обучения с соответствующим ИЭУМК формируется за считанные
минуты. Это доказывает, что данный подход и средство его автоматизации
система «Компас» являются эффективными средствами организации
непрерывного образования.
В. В. Плещёв
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 1208