Одним из важнейших направлений развития эффективной инновационной экономики является формирование стабильного и активного потенциала квалифицированных управленческих кадров. Комплексная проблема формирования управленческих кадров включает в себя, в частности, организацию эффективной системы подготовки и переподготовки менеджеров как для государственных предприятий, так и для коммерческих структур и предпринимательского сектора экономики.
Профессия руководителя коллектива, функционирующего в любой сфере, – специфическая форма трудовой деятельности, требующая не только соответствующей профессиональной подготовки, но и особых личностных качеств. Среди них – способность быстро ориентироваться в динамичной экономической обстановке, умение безошибочно выбирать оптимальные действия из множества возможных вариантов, оперативно принимать управленческие решения и последовательно их осуществлять. Для менеджера крайне важны также: знание социальной психологии, умение побуждать находящихся в его подчинении исполнителей к выполнению принятых решений, высокая личная культура и культура общения, принципиальность, твердость характера, умение доводить начатое дело до логического завершения. Все эти качества приобретают решающее значение в условиях управления инновационными процессами, характеризующимися динамичностью и неопределенностью результатов. В решении задач, возможно, не следует стремиться к всесторонней регламентации действий сотрудников, ведущей к сдерживанию творческого подхода в выполнении поставленных задач; нужно быть готовым поддержать сотрудника-новатора, а не просто исполнителя; уметь создать условия для проявления инициативы каждого работника. По имеющимся в литературных источниках данным, благодаря своим прирожденным и полученным в процессе воспитания качествам этим требованиям могут, при обучении, соответствовать лишь от 2 до 12% людей. Следовательно, уже исходно круг возможных претендентов на роль менеджеров, а тем более – менеджеров в сфере инноваций, крайне ограничен.
Данный факт предопределяет необходимость своевременной профессиональной диагностики и профессиональной ориентации будущих управленческих кадров. Одной из целей такой работы является развитие навыков будущих менеджеров в принятии управленческих решений относительно внедрения и коммерческого использования новшеств. При проведении психодиагностики личности кандидата на овладение той или иной профессии применяются методы: психологического анализа, анкетирования, тестирования, оценки способности к лидерству, психологического эксперимента и наблюдения, диагностических бесед и др. Они достаточно широко известны и используются в разных странах. Однако наблюдения показывают, что разработки подобного типа, успешно применяемые в странах с развитой рыночной экономикой, оказываются малопригодными, если однозначно переносятся на российскую почву. Причина в определенной степени кроется в имеющихся различиях в менталитете, в исторически сложившихся условиях экономической деятельности, в социальной психологии, социальной ориентации и социальном поведении людей.
В настоящее время в процессе изучение основ менеджмента широко применяются переводные учебные издания. Это можно отметить как положительный факт с точки зрения обогащения отечественной теории управления концепциями менеджмента зарубежных стран. Но процесс обучения должен учитывать специфику и тенденции социально-экономического развития России.
Исходя из нынешних реалий формирования инновационной экономической системы, подготовка менеджеров, на наш взгляд, должна быть основана на российской модели рыночной экономики с учетом положительного мирового опыта управления и особенностей российского менеджмента. Для этого, вероятно, потребуется проведение дополнительных исследований по следующим направлениям:
• анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта в теории и практике управления инновационной деятельностью;
• определение концептуальных основ развития инновационного менеджмента в России и подготовки соответствующего типа менеджеров и предпринимателей-новаторов;
• формирование профессионально-личностных моделей менеджеров в области инновационной деятельности на основе структуризации их работы и типологии решаемых профессиональных задач;
• разработка организационно-методических основ обучения менеджеров и предпринимателей посредством активного развития новаторских способностей и навыков инновационной деятельности.
О. Г. Мельчекова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 1528