В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.
На кафедре физики и химии УрГЭУ разработана технология практико-ориентированного обучения химическим дисциплинам, позволяющая повысить эффективность и качество обучения.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, обеспечение функционирования знаний в мышлении студентов, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность студентов в обучении. Таким образом, в рамках практико-ориентированного обучения химии развивается внутренняя мотивация учения, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.
Практико-ориентированное обучение студентов выполняет в педагогическом процессе специфические функции: методической цели, понимаемой преподавателем как главное направление при отборе и проектировании содержания занятия; критерия педагогической ценности при разработке методики проведения занятия; мотивации учения студентов; критерия обученности.
В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания.
Особенностью практико-ориентированного обучения является выполнение большого по объему эксперимента. Специфика предложенного подхода к проведению эксперимента состоит в том, что введение студентов в ситуацию познавательного поиска начинается с прочтения названия опытов, где происходит столкновение с проблемой и выведена роль знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности. От осознания проблемы, определенной в названии опытов, студенты в процессе проведения лабораторного эксперимента переходят к сбору и анализу данных, проверке выдвинутых ими предположений. Важнейшей характеристикой деятельности студента на практико-ориентированном учебном занятии является стремление самостоятельно добывать знания в процессе решения проблем и овладевать навыками практической деятельности в ходе проведения химического эксперимента и обобщения полученных результатов.
Формируемые в процессе практико-ориентированного обучения химии навыки, состоящие из простых и совмещенных приемов деятельности, направлены на интеллектуальное развитие учащихся и воспитание у них потребительской культуры. Развитие и закрепление навыков осуществляется с помощью химического эксперимента, в ходе которого учащиеся пытаются объяснить явления окружающего мира и проверить большую часть фактического материала на практике.
Лабораторный практикум по химическим дисциплинам в высшей школе основан на дидактическом принципе связи теории с практикой и выполняет следующие функции в учебном процессе: усвоение материала на более глубоком уровне; развитие мышления, творческой активности; овладение современными экспериментальными методами науки.
Отбор лабораторных работ по курсам «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия природных соединений», «Концепции современного естествознания» проведен так, что позволяет студентам понять, каким образом и для каких целей знания могут быть применены в жизни и профессиональной деятельности. Такой подход к проведению лабораторных работ позволяет организовать процесс обучения на фоне положительного эмоционального настроя к полученной информации и способствует формированию высокого уровня внутренней мотивации студентов.
Практико-ориентированное обучение оказывает влияние на формирование содержания всех компонентов учебного процесса. Содержание лекционного материала выстраивается на основе противоречий, обращения к реальным фактам и процессам из жизни, а сущность явлений раскрывается в ходе эксперимента. Предлагаемая структура практико-ориентированной лекции и лабораторного занятия приведена в соответствие со структурой деятельности студентов, что позволяет повысить качество осваиваемого материала.
Усиление прикладной, практической направленности содержания обучения в тесной связи с использованием эмоционально-образного компонента содержания предупреждает абстрактное восприятие учебного материала и формирует умение применять знания для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире. Практико-ориентированное содержание учебного материала позволяет приблизить обучение к жизни, выбранной специальности, учесть жизненный опыт студентов, поднимая таким образом уровень познавательного интереса. Насыщенность информационных каналов практико-ориентированным содержанием позволяет повысить эффективность системы обучения.
Отбор содержания читаемых на кафедре физики и химии курсов проведен в соответствии с методикой практико-ориентированного обучения и позволяет студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук, на всех этапах обучения в каждой изучаемой теме содержится материал, отражающий место той или иной природной закономерности в повседневной жизни, ориентированный на профессиональную деятельность выпускников.
В процессе практико-ориентированного изучения химических курсов по основным разделам формируются знания как о полезных и ценных компонентах важнейших продуктов питания и природных материалов, так и наиболее опасных веществах и факторах воздействия, связанных непосредственно с нашим бытом и приносящих ущерб здоровью.
Рассмотрение учебного материала в широком социальном аспекте способствует воспитанию потребительской культуры на основе знаний по химии. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.
Таким образом, воспитывается потребительская культура у студентов и реализуется социальная функция практико-ориентированного обучения химии.
Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности студентов. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.
Для оценки эффективности практико-ориентированного обучения и определения уровня обученности студентов на кафедре физики и химии разработан программный комплекс для тестового контроля знаний, умений, навыков «УПРОТЕСТ», версии 2005, 2007, 2010 гг. (свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 2005610641), включающий базы вопросов и ответов по основным разделам курсов: «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия природных соединений».
Созданный на кафедре программный комплекс «УПРОТЕСТ» позволяет: наполнить программу любым предметным содержанием и использовать ее для контроля в различных областях знаний; формировать индивидуальную выборку вопросов каждому тестируемому; немедленно получать подробные результаты тестирования, анализировать допущенные ошибки; проводить статистическую обработку результатов и педагогический анализ эффективности технологии практико-ориентированного обучения.
Применение универсальной программы тестирования для контроля знаний, умений, навыков стимулирует систематическую работу студентов в течение семестра и гарантирует объективную итоговую оценку.
Таким образом, в процессе внедрения в учебный процесс технологии практико-ориентированного обучения студентов были разработаны: структура практико-ориентированной лекции и лабораторного занятия, позволяющая максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико-ориентированного построения учебного процесса; количественные показатели оценки образовательных возможностей практико-ориентированного обучения – мотивированность процесса познания, обученность студентов; методы диагностирования образовательной эффективности практико-ориентированного обучения студентов.
И. Ю. Калугина, Н. Ю. Стожко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 14697