СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Февраль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Практико-ориентированная технология подготовки специалистов в области товароведения и технологии питания

В системе современного образования актуальной является разработ­ка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повыша­ющих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.

На кафедре физики и химии УрГЭУ разработана технология практи­ко-ориентированного обучения химическим дисциплинам, позволяющая повысить эффективность и качество обучения.

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, обеспечение функционирования знаний в мышлении студентов, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в пос­троении учебного процесса на основе единства эмоционально-образно­го и логического компонентов содержания; приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Принципами организации практико-ориентированного обучения яв­ляются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность студентов в обучении. Таким образом, в рамках практико-ориентированного обучения химии разви­вается внутренняя мотивация учения, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную авто­номию.

Практико-ориентированное обучение студентов выполняет в педа­гогическом процессе специфические функции: методической цели, по­нимаемой преподавателем как главное направление при отборе и проек­тировании содержания занятия; критерия педагогической ценности при разработке методики проведения занятия; мотивации учения студентов; критерия обученности.

В системе практико-ориентированного обучения формируется следу­ющий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потреб­ности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подхо­де к анализу фактов, как средство познания.

Особенностью практико-ориентированного обучения является вы­полнение большого по объему эксперимента. Специфика предложенного подхода к проведению эксперимента состоит в том, что введение студен­тов в ситуацию познавательного поиска начинается с прочтения названия опытов, где происходит столкновение с проблемой и выведена роль зна­ний в повседневной жизни и профессиональной деятельности. От осоз­нания проблемы, определенной в названии опытов, студенты в процессе проведения лабораторного эксперимента переходят к сбору и анализу данных, проверке выдвинутых ими предположений. Важнейшей характе­ристикой деятельности студента на практико-ориентированном учебном занятии является стремление самостоятельно добывать знания в процес­се решения проблем и овладевать навыками практической деятельности в ходе проведения химического эксперимента и обобщения полученных результатов.

Формируемые в процессе практико-ориентированного обучения хи­мии навыки, состоящие из простых и совмещенных приемов деятель­ности, направлены на интеллектуальное развитие учащихся и воспита­ние у них потребительской культуры. Развитие и закрепление навыков осуществляется с помощью химического эксперимента, в ходе которого учащиеся пытаются объяснить явления окружающего мира и проверить большую часть фактического материала на практике.

Лабораторный практикум по химическим дисциплинам в высшей школе основан на дидактическом принципе связи теории с практикой и выполняет следующие функции в учебном процессе: усвоение материа­ла на более глубоком уровне; развитие мышления, творческой активнос­ти; овладение современными экспериментальными методами науки.

Отбор лабораторных работ по курсам «Неорганическая химия», «Ор­ганическая химия», «Химия природных соединений», «Концепции совре­менного естествознания» проведен так, что позволяет студентам понять, каким образом и для каких целей знания могут быть применены в жизни и профессиональной деятельности. Такой подход к проведению лабора­торных работ позволяет организовать процесс обучения на фоне положи­тельного эмоционального настроя к полученной информации и способс­твует формированию высокого уровня внутренней мотивации студентов.

Практико-ориентированное обучение оказывает влияние на форми­рование содержания всех компонентов учебного процесса. Содержание лекционного материала выстраивается на основе противоречий, обраще­ния к реальным фактам и процессам из жизни, а сущность явлений рас­крывается в ходе эксперимента. Предлагаемая структура практико-ориентированной лекции и лабораторного занятия приведена в соответствие со структурой деятельности студентов, что позволяет повысить качество осваиваемого материала.

Усиление прикладной, практической направленности содержания обучения в тесной связи с использованием эмоционально-образного ком­понента содержания предупреждает абстрактное восприятие учебного материала и формирует умение применять знания для объяснения яв­лений, происходящих в окружающем мире. Практико-ориентированное содержание учебного материала позволяет приблизить обучение к жизни, выбранной специальности, учесть жизненный опыт студентов, поднимая таким образом уровень познавательного интереса. Насыщенность ин­формационных каналов практико-ориентированным содержанием поз­воляет повысить эффективность системы обучения.

Отбор содержания читаемых на кафедре физики и химии курсов про­веден в соответствии с методикой практико-ориентированного обучения и позволяет студентам оценивать значимость, практическую востребо­ванность приобретаемых знаний и умений. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук, на всех этапах обучения в каждой изучаемой теме содержится материал, отражающий место той или иной природной закономерности в повседневной жизни, ориентированный на профессиональную деятельность выпускников.

В процессе практико-ориентированного изучения химических курсов по основным разделам формируются знания как о полезных и ценных компонентах важнейших продуктов питания и природных материалов, так и наиболее опасных веществах и факторах воздействия, связанных непосредственно с нашим бытом и приносящих ущерб здоровью.

Рассмотрение учебного материала в широком социальном аспекте способствует воспитанию потребительской культуры на основе знаний по химии. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня акту­ализации знаний, при котором осознается их социально-личностная не­обходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.

Таким образом, воспитывается потребительская культура у студентов и реализуется социальная функция практико-ориентированного обуче­ния химии.

Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в раз­витии творческой деятельности студентов. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и твор­чества.

Для оценки эффективности практико-ориентированного обучения и определения уровня обученности студентов на кафедре физики и хи­мии разработан программный комплекс для тестового контроля знаний, умений, навыков «УПРОТЕСТ», версии 2005, 2007, 2010 гг. (свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 2005610641), включа­ющий базы вопросов и ответов по основным разделам курсов: «Неоргани­ческая химия», «Органическая химия», «Химия природных соединений».

Созданный на кафедре программный комплекс «УПРОТЕСТ» позво­ляет: наполнить программу любым предметным содержанием и исполь­зовать ее для контроля в различных областях знаний; формировать инди­видуальную выборку вопросов каждому тестируемому; немедленно по­лучать подробные результаты тестирования, анализировать допущенные ошибки; проводить статистическую обработку результатов и педагоги­ческий анализ эффективности технологии практико-ориентированного обучения.

Применение универсальной программы тестирования для контроля знаний, умений, навыков стимулирует систематическую работу студен­тов в течение семестра и гарантирует объективную итоговую оценку.

Таким образом, в процессе внедрения в учебный процесс технологии практико-ориентированного обучения студентов были разработаны: структура практико-ориентированной лекции и лабораторного заня­тия, позволяющая максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико-ориентированного построения учеб­ного процесса; количественные показатели оценки образовательных воз­можностей практико-ориентированного обучения – мотивированность процесса познания, обученность студентов; методы диагностирования образовательной эффективности практико-ориентированного обучения студентов.

И. Ю. Калугина, Н. Ю. Стожко

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601