Современное бизнес-образование в вузах сводится, преимущественно, к пересказыванию преподавателем (лектором) разнообразной учебной литературы. При этом лучшим вариантом для обучающихся является тот случай, когда носителем бизнес-образования является практик, т. е. действующий предприниматель среднего звена, познающий через свою профессиональную деятельность все нюансы ведения бизнеса в современных условиях. Качество учебного материала при этом определяется сферой бизнесинтересов преподавателя и его функциями в предпринимательской деятельности. Лучшими преподавателями при этом являются предпринимателиуниверсалы, например, индивидуальные предприниматели, которые способны самостоятельно решать весь основной спектр бизнес-проблем.
Прим.
1 Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008–2015 гг.: отраслевая целевая программа.
Современное бизнес-образование строится, в основном, на поиске наиболее актуальных для предпринимательской среды проблем и привлечении к их раскрытию перед слушателями наиболее опытных и квалифицированных предпринимателей. Такой подход является базовым и стандартным решением, которое, в целом, уже нельзя назвать инновационным.
Между тем существует реальная возможность создать принципиально новое бизнес-образование, связанное с дальнейшим поступательным развитием образовательного сообщества. В настоящее время увеличивается число молодых и уже имеющих некоторый опыт людей, желающих попробовать свои силы в самостоятельном предпринимательстве, но непонимающих, зачем им нужны различные формы дополнительного образования, если они не знают, где и когда это им может пригодиться.
В связи с этим предлагается новая, в ряде случаев, более перспективная и привлекательная форма образовательного процесса, а именно конкретный бизнес и образование по его организации и ведению «в одной упаковке». Преподавателем такой бизнес-школы нового образца может быть человек, создавший в процессе своей предпринимательской деятельности интеллектуальную собственность и являющийся ее правообладателем. Преподаватель (лектор, бизнес-тренер и т. д.) в ходе своего авторского семинара излагает слушателям, ученикам сущность и особенности своего бизнеса и передает на возмездной основе во временное, но долгосрочное (3–5 лет и более) пользование товарные знаки, патенты на изобретения, техническую документацию для производства, а также проводит специализацию на рабочем месте. Передача интеллектуальной собственности, а точнее всего алгоритма бизнес-процесса осуществляется на основе блока лицензионных договоров, часть которых регистрируется в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФИПС, Москва), в которых подробно излагается весь механизм длительного и перспективного взаимодействия для обеих сторон.
Такая форма образовательного процесса вызывает каскадную реакцию стимулирования всех основных направлений деятельности высшей школы, т. е. науки, бизнеса и образования. По сути дела, долгосрочное профессионально-образовательное сотрудничество преподавателя и ученика неизбежно приведет к формированию новых научных направлений и школ, причем самофинансируемых. При этом такие широко распространенные слова, как инновация и модернизация, сами собой воплотятся в практику, и станут обычным делом. Не нужно будет философствовать над вопросами улучшения качества науки и образования или над схемами их слияния с практикой. Само желание найти свое социально полезное место в жизни, обеспечив необходимыми средствами себя и других за счет научного, инновационного предпринимательства через систему долгосрочного практического бизнес-образования, автоматически решает все поставленные временем проблемы.
А. В. Казаков
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 1299