СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Стратегии управления организационным знанием

Наиболее известным подходом к построению типологии стратегий уп­равления организационным знанием, на наш взгляд, является выделение стратегий персонализации и кодификации, в основе каждой из которых преимущественный тип используемого знания (личностное и кодифици­рованное знание, соответственно). Безусловно, данная классификация, несмотря на ее фундаментальность, не может отразить все многообразие подходов к стратегическому управлению знаниями в организациях.

Мы полагаем, что стратегические альтернативы управления организа­ционным знанием могут быть представлены в совокупности следующих двух измерений:

  • приоритетный процесс управлениями знаниями в организации (со­здание или обмен знаниями);
  • месторасположение приоритетного источника знаний (внутри или вне организации).

Оба измерения допускают вариант сочетания характеристик, пос­кольку и внутренние, и внешние источники знаний, а также процессы создания и обмена знаниями не являются взаимно исключающими. Пред­почтительно сочетание процессов генерации и обмена знаниями и некий баланс внутренних и внешних источников знаний.

Комбинация указанных измерений (координат) позволяет оценить те­кущую ситуацию и желаемую стратегическую перспективу в области уп­равления знаниями. Внутренние знания, находясь в головах сотрудников, организационных базах данных, управленческой документации, более специфичны, уникальны и тем более значимы для организации. Источни­ками внешних знаний могут быть поставщики, потребители, конкурен­ты, консалтинговые, информационные фирмы, научно-техническая ли­тература, а также институциональные источники: научные организации академического и отраслевого профиля, университеты и другие высшие учебные заведения. Внешние знания, как правило, более абстрактны, бо­лее доступны (и конкурентам, в том числе) и, тем не менее, более дороги в эксплуатации.

Проведенный нами анализ существующих моделей управления зна­ниями как системы взаимосвязанных процессов трансформации знаний в организации, многочисленных подходов к установлению состава и со­держания процессов управления знаниями в организациях позволил ус­тановить приоритетный характер процессов генерирования знаний и об­мена ими.

Создание и обмен знаниями служит ключевыми процессами управле­ния знаниями и вместе с тем характеризуются принципиально разными практиками. Процессы создания знаний носят инновационный характер, процессы обмена знаниями – репликационны.

В любой отрасли можно выделить несколько типов инновационно ак­тивных компаний:

  1. Стратегические новаторы – рассматривают масштабные долго­срочные проекты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в качестве основного ресурса конкурентоспособности. Как правило, эти компании являются основным источником радикаль­ных инноваций для других компаний отрасли.
  2. Непостоянные (периодические) новаторы – ведут собственные ис­следования и разработки по необходимости или при благоприятных ус­ловиях, но не рассматривают создание нововведений ключевой, стратеги­ческой задачей компании.
  3. Модификаторы технологий – не ведут полного цикла НИОКР, но используют инженерные разработки для усовершенствования своих про­дуктов и процессов.
  4. Пользователи технологий – ведут инновационную деятельность пу­тем адаптации технологических решений, разработанных другими орга­низациями.

Обозначенные в данной классификации типы инновационно актив­ных компаний использованы нами в предлагаемом подходе к формирова­нию стратегических альтернатив управления организационным знанием (см. рисунок).

Фирмы, ориентированные на использование внутренних источников знаний, реализуют оборонительную стратегию, уделяя особое внимание сохранению и защите внутренних знаний посредством формализации, формирования барьеров их «утечки».

Организации, широко использующие в дополнение к внутренним вне­шние знания, более конкурентоспособны, более адаптивны к динамич­ным изменениям окружающей среды, в том числе к изменению предпоч­тений потребителей.

Фирмы, специализирующиеся на генерировании знаний (организации сферы НИОКР, бизнесединицы компаний, занимающиеся разработками и функционирующие как центры прибыли) (левое нижнее поле) осущест­вляют коммерциализацию собственных знаний посредством продажи результатов, а защиту – посредством использования механизмов защиты прав на интеллектуальную собственность (патенты, соглашения на пере­дачу новых технологий).

Поле стратегий управления организационным знанием

Оба источника знаний

Стратегические новаторы

Наступательая стратегия

Модификаторы технологий

(коммерциализация внешних и внутрен­них знаний)

Фирма инноватор

Наступательая стратегия

Модель креативного разрушения

Внешние знания

Фирма-последователь:

пользователь технологий; коммерциализация внешних знаний

Внутренние знания

Защитная, оборони­тельная стратегия (организации сферы НИОКР; коммерциа­лизация внутренних знаний)

Защитная, оборони­тельная стратегия (коммерциализация внутренних знаний)

Создание знаний

Обмен знаниями

Оба процесса управления знаниями

– модель «открытых инноваций»;

– модель «закрытых инноваций»

Фирмы инноваторы, представители наступательной стратегии уп­равления организационным знанием (правое верхнее поле) интегрируют в своей деятельности процессы создания и обмена знаний вне зависи­мости от их источника. Они реализуют модель креативного разрушения сформированного потенциала знаний, заменяя устаревшие в эксплуата­ции знания, не дожидаясь, когда это произойдет под влиянием действий конкурентов. Защита знаний осуществляется здесь совершенно иначе: путем формирования корпоративной культуры, способствующей обуче­нию, сотрудничеству, взаимному доверию; реализации кадровой полити­ки, направленной на привлечение и воспитание компетентных сотрудни­ков, удержание интеллектуальных сотрудников в организации.

Представленные варианты стратегического управления организаци­онным знанием демонстрируют различные модели инновационного пове­дения. Так, защитные, оборонительные стратегии соответствуют модели «закрытых инноваций». Реализация наступательных стратегий в управле­нии организационным знанием базируется на «открытой инновационной модели».

В рамках модели «открытых инноваций» в целях создания дополни­тельной ценности происходит интеграция внутренних и внешних знаний (в связи с чем особое значение приобретают компетенции менеджмента привлекать и использовать внешние знания и инновации) с одновремен­ной разработкой внутрифирменных механизмов предъявления прав на часть этой ценности. Модель «открытых инноваций» предполагает, что для создания дополнительной ценности, рожденные внутри фирмы идеи, могут быть выведены на рынок посредством внешних каналов, находя­щихся за пределами нынешнего бизнеса фирмы. Инновации выходят за рамки отдельной фирмы посредством таких организационных решений, как структуры холдингового типа, аутсорсинг, путем создания новых рынков.

Использование предлагаемого подхода в управлении организацион­ным знанием позволит менеджменту фирм более четко идентифициро­вать текущую позицию и модель собственного стратегического поведе­ния в исследуемой области, выработать приоритеты управления органи­зационным знанием с целью повышения эффективности использования этого важнейшего стратегического ресурса.

З. Н. Варламова

Курганский государственный университет (Курган)

Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74