Наиболее известным подходом к построению типологии стратегий управления организационным знанием, на наш взгляд, является выделение стратегий персонализации и кодификации, в основе каждой из которых преимущественный тип используемого знания (личностное и кодифицированное знание, соответственно). Безусловно, данная классификация, несмотря на ее фундаментальность, не может отразить все многообразие подходов к стратегическому управлению знаниями в организациях.
Мы полагаем, что стратегические альтернативы управления организационным знанием могут быть представлены в совокупности следующих двух измерений:
- приоритетный процесс управлениями знаниями в организации (создание или обмен знаниями);
- месторасположение приоритетного источника знаний (внутри или вне организации).
Оба измерения допускают вариант сочетания характеристик, поскольку и внутренние, и внешние источники знаний, а также процессы создания и обмена знаниями не являются взаимно исключающими. Предпочтительно сочетание процессов генерации и обмена знаниями и некий баланс внутренних и внешних источников знаний.
Комбинация указанных измерений (координат) позволяет оценить текущую ситуацию и желаемую стратегическую перспективу в области управления знаниями. Внутренние знания, находясь в головах сотрудников, организационных базах данных, управленческой документации, более специфичны, уникальны и тем более значимы для организации. Источниками внешних знаний могут быть поставщики, потребители, конкуренты, консалтинговые, информационные фирмы, научно-техническая литература, а также институциональные источники: научные организации академического и отраслевого профиля, университеты и другие высшие учебные заведения. Внешние знания, как правило, более абстрактны, более доступны (и конкурентам, в том числе) и, тем не менее, более дороги в эксплуатации.
Проведенный нами анализ существующих моделей управления знаниями как системы взаимосвязанных процессов трансформации знаний в организации, многочисленных подходов к установлению состава и содержания процессов управления знаниями в организациях позволил установить приоритетный характер процессов генерирования знаний и обмена ими.
Создание и обмен знаниями служит ключевыми процессами управления знаниями и вместе с тем характеризуются принципиально разными практиками. Процессы создания знаний носят инновационный характер, процессы обмена знаниями – репликационны.
В любой отрасли можно выделить несколько типов инновационно активных компаний:
- Стратегические новаторы – рассматривают масштабные долгосрочные проекты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в качестве основного ресурса конкурентоспособности. Как правило, эти компании являются основным источником радикальных инноваций для других компаний отрасли.
- Непостоянные (периодические) новаторы – ведут собственные исследования и разработки по необходимости или при благоприятных условиях, но не рассматривают создание нововведений ключевой, стратегической задачей компании.
- Модификаторы технологий – не ведут полного цикла НИОКР, но используют инженерные разработки для усовершенствования своих продуктов и процессов.
- Пользователи технологий – ведут инновационную деятельность путем адаптации технологических решений, разработанных другими организациями.
Обозначенные в данной классификации типы инновационно активных компаний использованы нами в предлагаемом подходе к формированию стратегических альтернатив управления организационным знанием (см. рисунок).
Фирмы, ориентированные на использование внутренних источников знаний, реализуют оборонительную стратегию, уделяя особое внимание сохранению и защите внутренних знаний посредством формализации, формирования барьеров их «утечки».
Организации, широко использующие в дополнение к внутренним внешние знания, более конкурентоспособны, более адаптивны к динамичным изменениям окружающей среды, в том числе к изменению предпочтений потребителей.
Фирмы, специализирующиеся на генерировании знаний (организации сферы НИОКР, бизнесединицы компаний, занимающиеся разработками и функционирующие как центры прибыли) (левое нижнее поле) осуществляют коммерциализацию собственных знаний посредством продажи результатов, а защиту – посредством использования механизмов защиты прав на интеллектуальную собственность (патенты, соглашения на передачу новых технологий).
Поле стратегий управления организационным знанием
Оба источника знаний
|
Стратегические новаторы
Наступательая стратегия
|
Модификаторы технологий
(коммерциализация внешних и внутренних знаний)
|
Фирма инноватор
Наступательая стратегия
Модель креативного разрушения
|
Внешние знания
|
Фирма-последователь:
пользователь технологий; коммерциализация внешних знаний
|
Внутренние знания
|
Защитная, оборонительная стратегия (организации сферы НИОКР; коммерциализация внутренних знаний)
|
Защитная, оборонительная стратегия (коммерциализация внутренних знаний)
|
Создание знаний
|
Обмен знаниями
|
Оба процесса управления знаниями
|
– модель «открытых инноваций»;
|
– модель «закрытых инноваций»
|
Фирмы инноваторы, представители наступательной стратегии управления организационным знанием (правое верхнее поле) интегрируют в своей деятельности процессы создания и обмена знаний вне зависимости от их источника. Они реализуют модель креативного разрушения сформированного потенциала знаний, заменяя устаревшие в эксплуатации знания, не дожидаясь, когда это произойдет под влиянием действий конкурентов. Защита знаний осуществляется здесь совершенно иначе: путем формирования корпоративной культуры, способствующей обучению, сотрудничеству, взаимному доверию; реализации кадровой политики, направленной на привлечение и воспитание компетентных сотрудников, удержание интеллектуальных сотрудников в организации.
Представленные варианты стратегического управления организационным знанием демонстрируют различные модели инновационного поведения. Так, защитные, оборонительные стратегии соответствуют модели «закрытых инноваций». Реализация наступательных стратегий в управлении организационным знанием базируется на «открытой инновационной модели».
В рамках модели «открытых инноваций» в целях создания дополнительной ценности происходит интеграция внутренних и внешних знаний (в связи с чем особое значение приобретают компетенции менеджмента привлекать и использовать внешние знания и инновации) с одновременной разработкой внутрифирменных механизмов предъявления прав на часть этой ценности. Модель «открытых инноваций» предполагает, что для создания дополнительной ценности, рожденные внутри фирмы идеи, могут быть выведены на рынок посредством внешних каналов, находящихся за пределами нынешнего бизнеса фирмы. Инновации выходят за рамки отдельной фирмы посредством таких организационных решений, как структуры холдингового типа, аутсорсинг, путем создания новых рынков.
Использование предлагаемого подхода в управлении организационным знанием позволит менеджменту фирм более четко идентифицировать текущую позицию и модель собственного стратегического поведения в исследуемой области, выработать приоритеты управления организационным знанием с целью повышения эффективности использования этого важнейшего стратегического ресурса.
З. Н. Варламова
Курганский государственный университет (Курган)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 3429