В условиях развития инновационной экономики необходимо изменить отношение к главной производительной силе общества – человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции работы с человеческими ресурсами. Современная экономика предполагает необходимость принятия различных инновационных путей организации работы с персоналом.
В период выхода из кризиса многие крупные компании вынуждены сокращать штат персонала в связи со слиянием компаний или их реструктуризацией. В этой связи на российском рынке появилась одна из новых кадровых технологий – аутплейсмент, давно и успешно применяемая на Западе, с помощью которой работодатель цивилизованно решает проблемы вынужденных сокращений со своим персоналом. Аутплейсмент как один из видов услуг кадрового консалтинга с достаточной эффективностью может быть использован предприятиями для достойного, цивилизованного высвобождения работников.
Аутплейсмент (англ. outplacement – трудоустройство уволенных) – форма расторжения трудового договора между предприятием и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания заинтересованным лицам помощи при трудоустройстве1.
Прим.
1 http://kommentarii.ru.
2 http://old.executive.ru/publications/aspects/hr/article_5978.
3 Ст. 178 Трудового кодекса РФ.
Аутплейсмент – комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствий увольнения сотрудников, он включает в себя психологическую поддержку и консультирование уволенных сотрудников, помощь им в дальнейшем трудоустройстве за счет средств бывшего работодателя.
Таким образом, суть аутплейсмента состоит в том, чтобы помочь увольняемым сотрудникам адаптироваться в новых для них обстоятельствах, выработать собственную стратегию поиска подходящего рабочего места и найти работу. Аутплейсмент позволяет смягчить негатив от самого факта увольнения, проявить заботу о человеке и таким образом, кроме помощи в дальнейшем трудоустройстве, сохраняет позитивный имидж компании в глазах увольняемых сотрудников.
Использование аутплейсмента связано с рядом преимуществ2:
- помогает избежать стрессовых ситуаций как для работников, так и для работодателей, предотвратить резкое падение производительности труда в случае сокращения штата, вызванное ощущением нестабильности ситуации среди сотрудников;
- увольняемый сотрудник, обладающий конфиденциальной информацией о деятельности компании, не будет делиться ею с другими компаниями. Также недовольный сотрудник может увести часть бывшего коллектива за собой;
- организация, заботящаяся о своих увольняемых сотрудниках, существенно укрепляет свой имидж и положительную репутацию на рынке;
- бывшие сотрудники гарантированно не переходят к конкурентам, так как в 60–70% случаев при аутплейсменте работодатели оговаривают условие с рекрутерами не трудоустраивать работников к своим конкурентам;
- позволяет сэкономить на выплатах компенсации при увольнении3, а также возможные выплаты на судебные издержки и моральную компенсацию.
Тем не менее, не каждая компания в нашей стране готова финансировать полный цикл аутплейсмента, включая 100%ное трудоустройство, особенно при массовых увольнениях, а именно такой уровень позволяет извлечь из аутплейсмента максимальную выгоду.
Программу аутплейсмента можно условно разделить на несколько этапов:
- комплексная оценка профессионального опыта работника, подлежащего высвобождению, его соответствие требованиям рынка труда, уровню требований;
- подготовка резюме и обучение искусству самопрезентации. Большой процент кандидатов не попадают на собеседование именно изза неумения правильно и грамотно составить свое резюме, а также не умеют преподнести себя на собеседовании;
- активное продвижение кандидата на рынке труда;
- психологическая поддержка.
Организация в результате этого процесса может получить следующие результаты:
- во-первых, оказывая своим бывшим сотрудникам помощь в поиске работы, компания превращает их из своих противников, обиженных на то, что с ними, по их мнению, так несправедливо поступили, в союзников, сохраняет со многими из них нормальные отношения. В результате существенно снижается вероятность того, что ктото из уволенных подаст на компанию иск в суд;
- во-вторых, компания обеспечивает лояльное отношение к себе со стороны тех сотрудников, которые остались и продолжают работать на прежних местах;
- в-третьих, аутплейсмент помогает компании поддержать свой авторитет в глазах партнеров;
- в-четвертых, в результате аутплейсмента компании удается существенно сэкономить.
Таким образом, аутплейсмент позволяет избежать социальной напряженности на предприятии, социальных выплат, избежать негативной рекламации, сформировать позитивный образ в глазах потенциальных партнеров, достойно расстаться работникам со своими работодателями.
Стоит отметить, что стандартная программа аутплейсмента рассчитана не более чем на один год (в среднем на 3–4 месяца), такой срок вполне достаточен для качественного трудоустройства. Таким образом, увольняемый работник в рамках проведения процедуры аутплейсмента получает психологическую, информационную и консультационную помощь.
Многие крупные компании, особенно градообразующие предприятия, использовавшие некоторые элементы аутплейсмента, помогли избежать социального напряжения в регионах, также это дало возможность уволенным сотрудникам получить новую специальность или новое место работы.
Таким образом, работа по аутплейсменту в России состоит из следующих этапов:
- комплексная оценка профессионального опыта сотрудника и соответствие его карьерных и финансовых ожиданий с требованиями рынка труда;
- развитие и совершенствование навыков для повышения компетентного и уверенного поведения в условиях поиска работы: определение цели, составление резюме, подготовка к прохождению интервью и грамотной самопрезентации;
- составление маркетингового плана поиска работы;
- продвижение участника программы на рынке труда; профессиональное сопровождение поиска.
В таблице представлены некоторые из компаний, осуществляющие аутплейсмент в нашей стране, и приведен перечень предоставляемых ими услуг.
Рассматривая предлагаемые услуги разных компаний, можно говорить о том, что их спектр разнообразен. Все компании предоставляют информацию о рынке труда, помощь в разработке резюме и психологическую помощь. Не все предоставляют техническую помощь. Компании готовы предлагать свои услуги по всем направлениям в комплексе или частично, по требованию и необходимости заказчиков. Стоимость варьирует от 100 до 800 дол., в зависимости от набора услуг.
Предлагаемые пакеты услуг аутплейсмента российскими компаниями
ООО «Афина Паллада» (Екатеринбург)
|
Кадровый центр «ПерсоналСтратегия» (Екатеринбург)
|
Информационный пакет
|
подготовка рекомендательных писем;
информирование о правах и гарантиях при увольнении и трудоустройстве;
подготовка списка кадровых агентств, служб занятости и фирм с подобными вакансиями;
консультирование по вопросам трудового законодательства
|
консультации по рынку труда, анализ ситуации на рынке труда;
консультации по вопросам трудового законодательства;
составление списка ведущих кадровых агентств, служб занятости, потенциальных компаний работодателей
|
Программа «продвижения» кандидата на рынке труда
|
консультации по рынку труда;
обучение методам поиска работы и поведению на интервью;
подготовка индивидуальных планов по поиску работы;
составление профессионального резюме
|
подготовка рекомендательных писем, характеристик;
обучение эффективным приемам поиска работы и борьбе со стрессами;
разработка и составление резюме;
рассылка резюме в ведущие кадровые агентства;
размещение резюме на интернетпорталах по трудоустройству;
рассылка прямым потенциальным работодателям;
тренинг по прохождению собеседования при приеме на работу, включая речь, мимику, жесты;
отработка приемов телефонного общения
|
Психологический пакет
|
доступ в Интернет, к электронной почте, факсу для рассылки резюме по прямым работодателям и ведущим рекрутинговым агентствам
|
доступ в Интернет для поиска вакансий;
обеспечение возможностью пользоваться электронной почтой и факсом для рассылки резюме прямым работодателям и ведущим кадровым агентствам
|
Разумеется, трудоустройство уволенного персонала влияет на имидж компании – и это как раз одна из основных причин обращения работодателя к посреднику и готовности платить за это деньги. Причем это будет и имидж внешний – и здесь можно говорить о социальной ответственности компании перед страной, краем, городом, в которых она функционирует, и имидж внутренний – оставшиеся в компании сотрудники не теряют уважения к своему руководству и чувствуют себя защищенными.
Таким образом, следует отметить, что аутплейсмент в современных условиях должен продолжить свое развитие на российских предприятиях в качестве актуальной кадровой технологии при формировании эффективной инновационной экономики России.
Т. А. Камарова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научнопрактической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 2787