В процессе перехода Российской Федерации к рынку значительно изменилась профессионально-квалификационная структура рынка труда. В результате этого большое количество людей оказались не востребованными на рынке и стали безработными. Для того чтобы эти люди включились в экономику нашей страны, необходима адаптация их к рынку: приобретение новой профессии, второго образования, фиксации и гиперфиксации новых профессиональных, социально-психологических и индивидуально-психологических установок в зрелом возрасте. Этот процесс идет с большими трудностями, а в ряде случаев весьма болезненно. Это обусловило выделение специальной науки, исследующей этот процесс. Данная наука получила и свое специальное название – трудовая адаптология, предметом которой являются проблемы обучения и воспитания взрослых людей. В процессе становления новой науки очень важно правильно выбрать исходную категорию этой науки, «клеточку».
Логика процесса выделения исходной клеточки науки была нами изложена в тезисах доклада на международной конференции «Научные понятия в школе и в вузе», которая состоялась в ЧГПИ в 2007 г. Схематически логика выделения исходной категории, «клеточки» науки выглядит следующим образом: выделение объекта науки, его системообразующего процесса, далее выделяется элементарное отношение, элементарная связь (в пределах данного качества системы) этого системообразующего процесса, которая и является денотатом исходной категории рассматриваемой науки, т.е. «клеточки» этой науки.
Следуя этой логике, на наш взгляд, системообразующим, исходным процессом включения безработных в рыночную экономику является процесс трудовой адаптации, а исходной категорией (исходной «клеточкой») соответственно выступает категория «трудовая адаптация». Поскольку новая наука об адаптации получила название адаптологии, мы полагаем, что основной клеточкой (исходной категорией) этой науки будет категория « трудовая адаптация». При этом под «трудовой адаптацией» мы понимаем процесс приспособления человека к новым трудовым условиям, в основе которого лежит процесс смены, фиксации и гиперфиксации психологических установок, которые лежат в основе всех основных видов его трудовой деятельности и жизнедеятельности.
Эта «клеточка» обладает всеми свойствами исходной клеточки социального анализа. Она послужит основой построения системы категорий новой науки об адаптации – «трудовой адаптологии».
Процесс адаптации необходимо представить как систему. Системообразующим процессом будет процесс трудовой адаптации. Мы хотели бы предложить классификационную модель типов и видов адаптации. Целесообразно поставить вопрос о классификации типов и видов адаптации.
Многие авторы выделяют первичную и вторичную адаптацию. Первичная адаптация характеризует людей, впервые начинающих свою трудовую деятельность. Вторичная адаптация появляется у людей, которые сменили место работы, профессию или специальность. Вторичная адаптация характеризует женщин, которые вернулись на производство после предродового и послеродового отпуска.
Важно выделять также производственную адаптацию
- – адаптацию работника к предприятию, и собственно трудовую адаптацию
- – адаптацию к самому процессу труда.
Можно выделить адаптацию на предприятии с помощью родителей, родственников (редуктивная адаптация) и самостоятельную без помощи родителей и родственников. Выделяется паразитическая адаптация, когда человек живет за счет родителей и родственников, и активная адаптация, когда человек сам себе зарабатывает на жизнь.
Традиционно выделяют виды адаптации по уровню организации материи и общественных отношений – физиологическая адаптация, индивидуальнопсихологическая адаптация, социальнопсихологическая, трудовая, экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, духовная.
Н. В. Иванова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научнопрактической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 1274