На современном этапе развития рыночных отношений особую важность приобретает переориентация отечественных субъектов бизнеса на прибыльное, эффективное хозяйствование при полной экономической самостоятельности.
Независимо от сферы деятельности качественное обслуживание – это единственное стратегическое решение, позволяющее опередить конкурентов. Поэтому предприятие должно формировать перечень услуг в соответствии с потребностями рынка, спецификой контингента и имеющимися ресурсами.
Объектом исследования является придорожный комплекс «Ковчег», расположенный вблизи Сухого Лога. Придорожный комплекс «Ковчег» является малым предприятием и имеет службы питания, инженерно-техническую службу, автомастерскую, службу организации работы гостиницы, службу организации работы салона красоты и других услуг. Все службы работают взаимосвязанно, совмещая некоторые виды работ. Организует работу придорожного комплекса директор. Посетители комплекса – проезжающие, жители гостиницы, командированные. В составе комплекса услугу питания предоставляет кафе «2×2». Данное предприятие является предприятием малой мощности и рассчитано на 25 мест.
Для рациональной организации деятельности и совершенствования процесса обслуживания в придорожном комплексе необходимы маркетинговые исследования. Исследования предполагают изучение сегмента рынка, который анализирует группу потребителей, обладающих общими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей на рынке. Сегментация производится на основе демографических (возраст, пол, образование, род занятий, жилищные условия) и психологических факторов. Социодемографические критерии сегментации – пол, возраст, профессия гостя, национальность, религиозные убеждения, доход семьи. Психографические критерии поведения гостей – мотив посещения, психологический портрет гостя, длительность и цель поездки.
Для пользующихся услугами придорожного комплекса характерны как молодежные компании, так и среднего и пожилого возраста. Основная цель посещения – получение услуги питания и услуги проживания (остановка в гостинице). Для данного целевого сегмента потребителей целесообразно сформировать комплекс «маркетингмикс». Востребованным продуктом будут горячие и холодные блюда узкого ассортимента и хорошего качества. Цены на продукцию должны быть доступными и наценка не превышать 230%. Средний чек не превышает 300 р.
Позиционирование кафе предполагает учет конкурентов и возможность выделиться, привлечь новых и постоянных посетителей. Основными факторами успешной конкуренции являются хорошая кухня и высокая культура обслуживания.
Проведение SWOT-анализа позволяет выявить слабые, сильные стороны, а также возможности и угрозы для предприятия. Сильными сторонами любого предприятия являются квалифицированный производственный и обслуживающий персонал и хорошая кухня. Неблагоприятными факторами (угрозами) для придорожных предприятий, обслуживающих людей в пути следования, является сезонная зависимость и налоговая политика.
Анализ внешней и внутренней среды – неотъемлемая часть маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования позволят реально оценить ситуацию, выработать оптимальную стратегию продвижения услуг, снизить риск принятия неправильных решений.
И. А. Злобина, Е. В. Москвина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научнопрактической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 2151