СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Лизинг персонала: ограничения и возможности внедрения на российских предприятиях

В процессе исследования технологии поиска и подбора персонала можно сделать выводы, что недостатки в формировании потребности персонала, заполнение регламентирующих документов, необходимых для качественного поиска и подбора персонала, отсутствие в должностных инструкциях конкретных требований по выполнению работы приводят к материальным и временным затратам.

Для устранения выявленных недостатков в технологии поиска и подбора персонала дадим ряд рекомендаций, способствующих улучшению работы отдела кадров предприятия.

Планирование потребности персонала в период экономического кризиса практически невозможно. Утвержденные графики работ отсутствуют из-за неустойчивого финансирования проекта. Потребность в персонале появляется спонтанно, что является причиной задержек начала работ или вынужденных простоев. Есть случаи приема неквалифицированных специалистов в результате спешного найма.

Содержание в штате невостребованных людей в условиях кризиса – экономически нецелесообразно, так как это связано с ведением кадрового делопроизводства, расчетом заработной платы, социальными гарантиями и компенсациями, обязанностью работодателя по осуществлению мероприятий по охране труда, трудоемким получением разрешений на работу для иностранных сотрудников и т.п.

Постоянное удорожание содержания штата работников, рост затрат на поиск и подбор персонала ведут к появлению новых эффективных способов сокращения затрат.

В условиях пост-кризисного развития хозяйствующих субъектов экономически целесообразно внедрение нового и перспективного на сегодняшний день вида услуг по сокращению затрат на поиск, подбор и содержание персонала – лизинг персонала.

Лизинг персонала (аренда, точнее прокат персонала) – предоставление персонала в наем: кадровое агентство предоставляет специалистов, с которыми у него заключен долгосрочный контракт, предприятию для выполнения каких-либо работ на определенный срок, при этом специалисты формально являются работниками агентства (как правило, получая заработную плату там же).

Лизинг персонала – форма изменения численности персонала, при которой самостоятельная фирма-кредитор передает на определенный срок одного или нескольких своих сотрудников, с которыми она имеет трудовой договор, в распоряжение фирмы-заемщика, обязуя этих сотрудников в течение срока «аренды» работать на фирме-заемщике. При этом заключенный работниками с фирмой-кредитором трудовой договор сохраняет силу.

Основные причины использования лизинга персонала:

  1. временная потребность предприятия в высококвалифицированных специалистах, когда недостаточно собственных ресурсов для осуществления качественного поиска и проведения оценки специалиста;
  2. сезонное увеличение объема работ на предприятии, появление необходимости в дополнительных сотрудниках;
  3. длительное отсутствие незаменимого постоянного специалиста (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и пр.);
  4. выполнение новых проектов, не связанных с основным профилем предприятия.

Также причинами использования данной услуги могут стать ограничение по штатной численности и бюджету на заработную плату и желание предприятия переложить обязательства и риски, связанные с персоналом, на квалифицированного провайдера.

Решить все эти проблемы позволяет заключение договоров с организациями, оказывающими услуги по предоставлению рабочей силы. Специальные нормы в законодательстве, касающиеся именно таких договоров, отсутствуют, однако лизинг персонала как разновидность договора возмездного оказания услуг регулируется гл. 39 Гражданского кодекса РФ. Для оказания услуг по лизингу персонала не требуется лицензии или специального разрешения.

Лизинг рабочей силы (заемный труд) доказал свою экономическую эффективность, так как заемный труд позволяет предприятиям-пользователям:

    1. быстро заменять отсутствующих по той или иной причине работников (болезнь, отпуск, командировка и т.п.);
    2. гибко менять количественный состав рабочей силы при колебаниях экономической конъюнктуры;
    3. получать в распоряжение предприятия необходимое число работников для оперативного выполнения конкретных производственных задач (срочных и неожиданных заказов);
    4. оптимизировать затраты на персонал.

Именно использование временного персонала дает компаниям возможность:

  • адаптироваться на организационном уровне к краткосрочным изменениям конъюнктуры рынка;
  • сосредоточиться на ключевых направлениях деятельности, полностью переложив юридическую и налоговую ответственность, связанную с трудовыми отношениями, на провайдера услуг;
  • снизить издержки и риски, получить экономию;
  • снизить нагрузки по бухгалтерскому и кадровому администрированию персонала;
  • уйти от трудовых споров, уменьшить риск забастовок, разбирательств с трудовой инспекцией;
  • не оформлять в штат сотрудников на время их испытательного срока, т.е. оценить потенциал сотрудника без принятия на себя обязательств.

Основным недостатком лизинга является отсутствие законной возможности влиять на качество исполняемой предоставленным персоналом работы. Персонал не состоит в штате, не подчинен правилам внутреннего трудового распорядка, к нему не может быть применено дисциплинарное взыскание, нельзя отстранить или уволить его по инициативе работодателя.

По мнению многих специалистов в области кадрового консалтинга, ни одна компания в современных условиях не может гарантировать человеку постоянную занятость. В силу этого все больше людей ориентируются на гибкий подход к своей трудовой деятельности: работа вне офиса, неполный рабочий день или на заемной основе. По прогнозам экспертов, около 50% всех работников примерно через 10–20 лет будут работать по контракту, по совместительству или временно.

В рамках привлечения заемных работников предприятие-пользователь не тратит время на поиск и отбор нужных кандидатов, не оформляет трудовые договоры с ними, не производит расчеты по заработной плате и необходимые отчисления в бюджет. Всю указанную деятельность осуществляет рекрутинговое агентство, в штате которого состоят заемные работники и которых оно предоставляет на время своим клиентам, испытывающим необходимость в их привлечении.

Использование заемного труда выгодно прежде всего тем предприятиям-пользователям, которые испытывают необходимость в привлечении дополнительных человеческих ресурсов на определенный, как правило, непродолжительный срок (строительство). Привлечение заемных работников со стороны позволяет не перегружать собственный персонал во время сезонных пиков и других подобных ситуаций. При этом предприятие-пользователь имеет возможность держать в штате столько людей, сколько нужно, и не платить за простой, когда сезонные пики спадают.

Кроме того, обращение к кадровым агентствам, которые в силу профессионального опыта имеют возможность оперативно и быстро подобрать и направить заемных работников для выполнения тех или иных функций на предприятие, позволяет работодателю освободиться от непрофильной деятельности, побочных работ и сосредоточить внимание на основных (главных) работах, выполняемых собственным персоналом. Это способствует росту производительности труда и эффективности производства.

Стоимость подобного рода услуг составляет от 10 до 25% от фонда оплаты труда; она включает расходы агентства по выплате заработной платы, уплате налогов и отчислениям в бюджетные фонды, а также размер вознаграждения исполнителя.

У лизинга персонала в России большие перспективы, поскольку он позволит многим компаниям взвешенно подойти к решению вопроса об оптимальном использовании персонала в деятельности организации.

А. Э. Федорова, А. А. Белькин

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Лизинг персонала: ограничения и возможности внедрения на российских предприятиях

Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601