СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инструменты менеджмента инновационного предприятия

В настоящее время особое значение в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. В этих условиях инновации становятся обязательным элементом хозяйственной деятельности предприятия, основной движущей силой и предпосылкой его развития. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. Но следует отметить, что способности к инновационным подходам внутри самого предприятия как на индивидуальном, так и на групповом уровне недостаточно развиты и не ценятся по достоинству. Хорошие идеи и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и самоудовлетворенности или, хуже того, даже не выносятся на рассмотрение руководства из опасения, что не будут приняты. Как следствие – ситуация, когда многим предприятиям не удается извлечь выгоду из благого стремления работников к инновациям.

Инновационный климат – это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе. Инновационный климат на предприятии необходим, если руководители и весь коллектив настроены на рыночный успех. Такой климат можно создать в результате использования инструментов менеджмента: стимулировать чувство ответственности и решимости в достижении намеченной цели; вносить полную ясность относительно поставленных перед коллективом задач; формулировать коллективу и отдельным его членам задачу в полном объеме; обеспечивать условия для творческого труда; создавать оптимальные условия для успешного выполнения поставленной задачи; поддерживать и стимулировать коллектив при решении возникающих проблем.

Реализация такого инструментария предполагает создание таких организационных отношений, которые позволили бы более полно использовать творческий потенциал коллектива. При всем многообразии современных конкретных форм подобных связей представляется возможным выделить ряд общих черт.

Нововведения связаны с известной долей риска, возможность неудачи является нормальным свойством инновационного процесса. Поэтому готовность высших менеджеров рисковать, быть терпимыми к неудачам – необходимые условия для того, чтобы не дискредитировать идею инициативного поведения в глазах работников, не снизить желание экспериментировать.

Инструменты менеджмента, используемые на предприятии

  1. Инновационный инструментарий менеджмента предприятий
  2. Поддержка инновационной деятельности со стороны руководства
  3. Всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях предприятия
  4. Высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций с повышением квалификации на всех уровнях
  5. Использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения инновационной деятельности и, кроме того, широкий набор мер социальнопсихологического воздействия на работников
  6. Применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены во все фазы инновационного процесса и принятия решения

На предприятия, ориентирующихся на инновационные стратегии, особое внимание уделяется созданию условий для интенсивных коммуникаций, «сквозных» взаимодействий работников в процессе нововведений.

Условия для интенсивных коммуникаций, «сквозных» взаимодействий работников в процессе нововведений

  1. Коммуникативные подходы, влияющие на процесс нововведений
  2. Взаимодействие работников в процессе нововведений
  3. Усложнение коммуникативных сетей в связи с расширением полномочий работников
  4. Изменение неформальным контактам

При традиционных, рационалистических подходах к управлению зоны ответственности различных подразделений очерчиваются весьма четко; превышать полномочия, как правило, запрещается соответствующими инструкциями. Сторонники инновационного стиля управления считают частичное пересечение, наложение сфер деятельности даже полезным для организации, поскольку это стимулирует неформальное общение между работниками различных служб и повышает вероятность появления в результате таких контактов новаторских идей.

К этому следует добавить и требование свободного распространения информации на предприятии.

Беспрепятственное движение информации имеет исключительно важное значение по следующим причинам:

  1. самооценка работника в значительной степени зависит от уровня его информированности;
  2. мыслительная деятельность работников, направленная на решение поставленной задачи, может получить толчок лишь в том случае, если они информированы о рамках и взаимосвязях, в которых действуют;
  3. подчиненные могут уверенно выполнять задания только в том случае, если им предварительно даны осмысленные указания и цели;
  4. с получением информации у работников возрастает готовность к труду, так как каждый из них в этом акте чувствует проявление уважения лично к нему;
  5. уверенность в себе и производительность труда работника зависят от того, насколько он информирован о процессах его социального обеспечения;
  6. информация лучше воспринимается и понимается подчиненным в тот момент, когда ее ждут.

Распространение информации нельзя сводить только к обмену документами по текущим вопросам или введению текущих текстовых файлов в компьютерную сеть. Не менее важно постоянно обмениваться знаниями и идеями, аналитическими и прогностическими оценками.

Проблемы эффективного управления персоналом на предприятиях, где внедряется инновационный инструментарий, возникают постоянно.

Причины проблем эффективного управления персоналом предприятий при внедрении инновационного инструментария:

  • качество человеческого капитала, которое предопределяет не только качество производства, но и качество продукции;
  • именно в совершенствовании использования персонала имеются наибольшие возможности достижения выдающихся результатов, что в данном случае невозможно ни с помощью повышения рыночной эффективности, ни за счет рационального управления другими ресурсами.

В управлении инновационными предприятиями важно использовать весь инструментарий менеджмента, реализованный на других предприятиях.

Для повышения эффективности деятельности предприятий, качества жизни работников, экономического развития страны в целом необходимо управлять инновационными процессами на предприятии и мотивировать работников, осуществляющих внедрение инноваций.

Е. В. Строителева

Алтайская академия экономики и права (институт) (Барнаул)

Материалы I Международной научнопрактической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601