СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Обоснование критерия оценки нововведений в системе управления компании

Выбор и обоснование критериев и показателей результативности совершенствования системы управления компании требует остановиться на некоторых аспектах управленческих нововведений, обусловливающих особенности их оценки.

1. Управленческая инновация направлена на совершенствование системы управления и может охватывать совершенствование организационной структуры управления, технологии управления, методов управления и т.д., т.е. несопоставимые между собой характеристики, оцениваемые по только им присущим критериям, которые в принципе не согласуются между собой, а часть из них не поддается однозначной формализации. Поэтому к определению результативности каждого конкретного управленческого нововведения необходим индивидуальный подход. Следовательно, вывести универсальный единый критерий оценки отдельно взятого управленческого нововведения, охватывающий любое мероприятие по совершенствованию системы управления, нам представляется невозможным.

2. Проследить влияние отдельно взятого управленческого нововведения на результирующие параметры чрезвычайно сложно и по другой причине. Это объясняется действием интегрального эффекта, который обусловлен системным влиянием совокупности элементов и не может быть разделен между ними. Зачастую на предприятиях одновременно осуществляется сразу несколько разнообразных по содержанию управленческих инноваций или же последовательно внедряется ряд инноваций в каком-то одном направлении. Но вычленить эффект от каждого нововведения в общем интегральном эффекте от их осуществления в обоих случаях бывает практически невозможно.

3. Совокупный эффект совершенствования управления включает не только утилитарные результаты в виде живого и овеществленного труда, но и определенные социально-психологические, организационные, научно-познавательные и другие последствия неэкономического порядка.

Экономический эффект является основной составляющей совокупного эффекта от внедрения инноваций и реализуется в виде экономии живого и овеществленного труда в самой системе управления и на объекте управления. Экономическая форма эффекта нововведений наиболее изучена, для нее разработаны количественные методы оценки.

Социально-психологическая форма эффекта от управленческих нововведений проявляется в удовлетворении человеческих потребностей.

Зачастую при его оценке приходится ограничиваться лишь качественными показателями.

Эффект нововведений в управлении может проявляться в чисто научной форме, так как в определенной части имеет непосредственно научно-философскую ценность, поскольку углубляет понимание людьми окружающего мира.

4. При расчете результативности управленческого нововведения надо учесть его влияние как на саму систему управления, так и на объект управления и оценить количественно меру этого влияния. Трудность оценки этого влияния связана с тем, что оно проявляется не в форме прямого вмешательства в материальные процессы и условия производства и обращения, а в виде изменения управляющих воздействий, вырабатываемых системой управления в целом. Только на выходе системы управления, в ее низших звеньях эти решения влияют непосредственно на процессы производства и сбыта, в улучшении которых реализуется, в конечном счете, цель и общая функция нововведения. Решения и команды всех остальных органов среднего и верхнего уровней управления оказывают свое влияние на хозяйственные процессы лишь опосредованно, через промежуточные звенья управления.

Повышение результативности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в результате изменения методов и технологии управления может произойти как в самой системе управления за счет повышения ее экономичности, так и на объекте управления за счет повышения качества управления. Поэтому результативность нововведения не может быть оценена только общими показателями производственнохозяйственной деятельности организации или только показателями, характеризующими систему управления.

5. Осуществление управленческих инноваций является реакцией предприятия на изменения условий внешней и внутренней среды, в которой оно функционирует.

В условиях быстрых изменений факторов внешней среды, высокого уровня неопределенности должны формироваться системы управления, способные реагировать на внешние угрозы и трудности, ориентироваться и адаптировать производство в зависимости от требований рынка. Таким образом, управленческие нововведения выступают инструментом адаптации компании к условиям хозяйствования. Результативность же управленческого нововведения должна оцениваться через способность компании снижать для себя уровень экономической неопределенности, правильно и своевременно оценивать угрозы со стороны внешней и внутренней среды.

Таким образом, можно говорить о том, что критерием результативности управленческого нововведения является достижение системой управления тех экономических, научно-технических, социальных и других целей, ради которых она существует.

Для оценки управленческих инноваций нужно выбрать такой критерий (систему критериев) результативности, который способен был бы исходить из реальных и действенных целей совершенствования системы управления и ее элементов.

Большинство авторов работ по оценке системы управления предлагают оценивать управленческие нововведения через их экономическую эффективность и соответствующие ей критерии. На наш взгляд, для оценки управленческих нововведений целесообразнее использовать их результативность – понятие более емкое, чем эффективность. Это обусловлено прежде всего особенностями самих управленческих нововведений: невозможность в ряде случаев определить стоимостную оценку затрат и результатов их осуществления, а соответственно сопоставить их, а также невозможность количественной оценки ряда управленческих нововведений.

Результативность – это критерий, характеризующий свойства и возможности системы. Результативность управленческого нововведения характеризует его направление, содержание, факторы и резервы роста в конкретных условиях осуществления. Поэтому результативность может быть выражена как качественными, так и количественными критериями, что дает более широкие возможности для оценки управленческих нововведений. В итоге каждое управленческое нововведение может быть выражено определенными показателями или их соотношением, характеризующими результат, т.е. можно получить как количественный, так и качественный критерий для конкретного нововведения.

Комплексная оценка результативности совершенствования системы управления может быть построена с использованием критериев, предложенных Д. Синком.

Критерии результативности подразделяются на две группы:

  • обобщающие (эффект, эффективность, качество);
  • факторные (производительность, условия труда, инновации, прибыль).

Обобщающие критерии оценки управленческих нововведений характеризуют их конечную результативность.

Как известно, эффект – это определенный результат, действие, обеспечивающее достижение цели. Оценка эффекта, достигаемого от внедряемого нововведения, зависит от постановки цели, а также от ценности полученного результата. Показатели эффекта, как правило, отражают степень реализации цели.

Производительность – это уровень отдачи отдельных факторов производства, оцениваемый отношением объема производства продукции к объему потребленных ресурсов.

Условия труда характеризуют производственную и окружающую работника среду в процессе труда. Условия труда влияют на уровень мотивации персонала, в связи с чем выступают в качестве фактора достижения обобщающих критериев результативности.

Инновационность раскрывает способность предприятия к обновлению продукции, а также технических, организационных и социальных условий деятельности.

Прибыль является важнейшим показателем, характеризующим конечные результаты деятельности компании, и фактором формирования будущих условий.

Таким образом, критерием результативности управленческих нововведений может выступать:

  • положительный эффект (приоритет – максимизация),
  • необходимое качество (приоритет – оптимизация),
  • определенная эффективность (приоритет – максимизация),
  • производительность (приоритет – максимизация);
  • поддержание необходимых условий труда (приоритет – оптимизация),
  • постоянные инновации (приоритет – максимизация),
  • прибыль (приоритет – максимизация).

Любой из перечисленных выше критериев может быть как использован для оценки отдельно взятого управленческого нововведения, так и включен в комплексную оценку совершенствования системы управления в случае осуществления на предприятии нескольких управленческих нововведений одновременно.

Я. В. Савченко

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Материалы I Международной научнопрактической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74