В современных экономических условиях развития, характеризующихся высокой турбулентностью мировой экономики, резких колебаний политической и экономической конъюнктуры, сущность процесса модернизации заключается в таком регулировании рыночного механизма экономической системы, который обеспечил бы выбор стратегических целей развития и поиска наилучших способов хозяйственной деятельности на основе наиболее полного выявления требований рынка, которые при эффективном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
Любая социально-экономическая система в условиях рынка характеризуется высокой степенью неопределенности и недетерминированностью своего поведения. Основными причинами этого являются, с одной стороны, невозможность предсказать поведение систем в прогнозируемом периоде, а с другой – имеющаяся информация о социально-экономической системе, как правило, характеризуется неполнотой и в определенной мере искаженностью. Последняя причина, связанная с информационной неопределенностью в современных условиях, становится ключевой, поскольку особенности распространения информации в экономических системах приводят к тому, что экономическая система реагирует на те или иные изменения в социально-политическом аспекте с большим опозданием или не так, как ожидали органы управления этой системой. Все это порождает риски любого управленческого процесса, которые необходимо учитывать непосредственно при планировании модернизации и развитии любой экономической системы. Эти риски настолько многообразны, что перечислить их вряд ли возможно, причиной тому является уникальность и «человекоразмерность» любого процесса управления. Перечислим, на наш взгляд, наиболее значимые и актуальные с учетом современных тенденций развития социума в направлении информатизации
Первый риск связан с недополучением экономическим субъектом всей информации, необходимой для принятия рациональных управленческих решений.
Второй риск связан проблемой жестко или трудно изменяющихся ожиданий, т.е. динамика развития экономического субъекта осуществляется на основе «запаздывающей» информации, необходимой для принятия решений.
Третий риск заключается в том, что экономические субъекты имеют ограничения в возможности восприятия и переработки информации, и поэтому для изменения своего поведения используют огрубленную или приблизительную информацию.
Четвертый риск, относящийся к экономическим особенностям развития нашей страны, – риск «ресурсного проклятия». Семантический смысл риска «ресурсное проклятие» заключается в том, что благоприятная конъюнктура мировых рынков сырья, создавая иллюзию успешности проводимой политики, на деле снижает стимулы к проведению институциональных преобразований и активной структурной политики. Макроэкономические исследования показывают, что несмотря на очевидные сравнительные преимущества, которые получает экономическая система, обладающая богатыми запасами сырьевых ресурсов, они при прочих равных условиях демонстрируют более низкие темпы экономического роста, более высокий уровень коррупции и замедление темпов роста (а иногда даже деградация) экономических институтов. Действительно ресурсно-ориентированное поведение приводит к тому, что реформаторы тратят избыточные усилия на «раздел существующего ресурсного пирога» и снижают уровень производственных усилий, а также усилий по созданию новых знаний.
Недопущение или минимизация таких рисков в процессе модернизации экономических систем – задача не только экономическая, но и политическая, заключающаяся в создании такой модели регулирования экономики, которая позволяет ограничить ренто-ориентированное поведение экономических субъектов и направить их деятельность на созидание, учесть эффект запаздывания информации, связанный с ее переработкой и интерпретацией.
Построение такой модели управления процессом модернизации опирается на разработку качественных и количественных моделей, позволяющих учесть неопределенность в поведении экономических субъектов с учетом вышеперечисленных рисков.
Достаточно хорошо в науке известны три теории, занимающиеся разработкой подобных методов: теория вероятностей, теория возможностей и теория достоверностей. Нечетко-множественный подход пока не нашел достаточно широкого применения в решении подобных задач, хотя именно он, на наш взгляд, отражает особенности недетерминированного поведения «человекоразмерных» систем, к которым можно отнести любые экономические системы, процессы или явления.
Основная идея применения этого аппарата состоит в том, что любой экономический показатель трактуется как интервальный, т.е. задается не конкретным числом, а некоторым промежутком (фаззифицируется), что соответствует реальным ситуациям, когда достаточно точно известны лишь границы значений анализируемого показателя, в пределах которых он может изменяться, но при этом отсутствует какаялибо количественная или качественная информация о возможностях или вероятностях реализации различных его значений внутри заданного интервала. Иначе говоря, при использовании математического аппарата теории нечетких множеств необходимо формализовать свои представления о возможных значениях оцениваемого показателя, т.е. указать множество его значений и степень неопределенности принятия каждого из этих значений. При этом за уровень (степень) риска предлагается принимать размер максимального ущерба, приходящегося на единицу неопределенности. После того как формализация экономических показателей произведена, можно рассчитать распределение возможности показателя эффективности деятельности по уровневому принципу обобщения или принципу обобщения. После расчета основных экономических показателей необходима их дефаззификация и последующая интерпретация. Таким образом, возникают две взаимосвязанные проблемы: проблема моделирования процесса управления и проблема интерпретации полученных результатов.
Проблема моделирования может быть решена с использованием имитационного подхода, на основе лингвистической формализации управляемых переменных и построения соответствующей машины вывода правил, которых в нашей модели может быть около 100 шт. Пример: «низкий уровень 1-го риска», «низкий уровень 2-го риска» и «низкий уровень 3-го риска» и «низкий уровень 4го риска» приведут к тому, что процесс модернизации в целом может иметь «успешное завершение». Именно такая формулировка, с одной стороны, понятна большинству специалистов, а с другой – может быть промоделирована в числовом виде.
Проблема адекватной интерпретации смысла показателей любых моделей достаточно актуальна и не имеет однозначного решения. Мы предлагаем в качестве базовой использовать герменевтическую научную методологию1, смысл которой заключается в извлечении ценностно-смысловых аспектов информационной сущности исследуемых экономических процессов, актуализации информационного потенциала экономических явлений, выделения в них ключевых компонент, выявления структурных связей между ними на основе историко-логического и компаративного анализа.
Предложенный подход позволяет организовать систему управления модернизацией с учетом перечисленных выше рисков, а аппарат нечетких множеств и герменевтическая научная методология могут явиться тем средством, которое формализует процесс поддержки, принятия и интерпретации управленческих решений.
Д. М. Назаров
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Количество показов: 1463