В условиях инновационной экономики многие руководители столкнулись с проблемой низкого уровня творческой активности персонала, что снижает эффективность работы компании. Статистика показывает, что 94% из 500 самых успешных компаний мира используют в своей работе коучинг. Россия находится только в начале развития культуры коучинга.
Целью представленного исследования является выбор и обоснование эффективного метода управления организацией в условиях инновационной экономики. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи. На первом этапе были выявлены особенности инновационной среды, в которой действуют современные организации. Это позволило установить, что в настоящее время размываются границы не только между отраслями, но и сами организации уже не имеют четких очертаний, производитель и потребитель объединяются и меняются ролями в ходе решения общих задач, управление знаниями в организации с целью их накопления, систематизации и использования создает ключевое конкурентное преимущество в условиях высокой динамичности рынка и быстрого устаревания информации.
На втором этапе был проведен анализ методов управления организацией, наиболее часто используемых в российских компаниях. Анализ позволил выявить их несостоятельность. Например, планирование деятельности организации, которое исходит из сложившегося положения и имеющихся ресурсов, не позволяет действовать в условиях крайней неопределенности и достигать высоких результатов в отличие от стратегического мышления, основанного на формировании видения и управления на основе принципа «из будущего в настоящее».
Далее были выявлены методы управления, наиболее широко распространенные в ведущих западных организациях, действующих в странах со сформированной инновационной экономикой, определены достоинства и недостатки основных из них. Анализ западных методов управления позволил выявить приоритетность использования коучинга в рамках экономики знаний. Коучинг представляет собой целенаправленный процесс развития потенциала сотрудников, способствующий максимизации их личной производительности и успешной деятельности всей организации в целом. Наиболее распространенные сферы применения коучинга в современной организации охватывают менеджмент различных уровней: от управления персоналом, операционного менеджмента до стратегического управления.
Конкурентное преимущество компании заключается в формировании инициативных и деятельных сотрудников, эффективность работы которых крайне высока, так как даже незначительные вложения в них, умноженные на их желание, сформированное коучером, дают высокие финансово-экономические результаты.
В ходе рассмотрения имеющихся по данной проблеме исследований, выявлено что, если представить коучинг как процесс, то принято выделять определенную совокупность этапов, последовательность и синергетика которых позволяют добиться высоких результатов. Наиболее полный и близкий нашему пониманию подход описан на одном из самых популярных психологических проектов Рунета в информационном ресурсном центре по практической психологии «ПСИФАКТОР»
- Налаживание взаимоотношений между коучером и клиентом, заключение «соглашения» на совместное достижение конкретной цели.
- Определение промежуточных задач.
- Изучение текущей ситуации.
- Определение внутренних и внешних препятствий на пути к цели.
- Анализ потенциальных возможностей для преодоления препятствий.
- Договоренность коучера и клиента о том, что конкретно должно быть сделано к каждой их встрече.
- Реализация плана развития сотрудника путем применения определенной техники.
- Оценка результатов процесса коучинга.
Указанные этапы, предлагается объединить в объемную (3D) модель процесса коучинга, стадии которого определяют эффективность предпринятых мер и вложенных инвестиций.
На первой стадии коучинга происходит процесс взаимодействия коучера и клиента, в ходе которого происходит сбор необходимой информации и анализ сложившейся ситуации, вследствие чего устанавливается взаимопонимание и начинается сотрудничество.
Вторая стадия посвящается планированию системы действий, позволяющих достигнуть выявленных целей. На этой стадии клиент должен принять на себя ответственность за результат, а коучеру необходимо спланировать процесс коучинга: составить план развития клиента, включающий в себя разработку дерева целей коучинга, методов и сроков их достижения.
На третьей стадии коучинга реализуется план развития клиента путем применения определенной техники коучинга. Наиболее известными техниками коучинга являются техника 3D (техника трех измерений), техника GROW и АВС-техника.
И наконец, на четвертой стадии оцениваются результаты достижения целей развития клиента, подводятся итоги процесса коучинга и определяется эффективность инвестиций, вложенных в данный процесс.
Ярким примером применения данной модели коучинга в организации является компания «Крафт Фудз Украина» (КФУ), которая еще в 2004 г. запустила проект под названием «Год коучинга в КФУ». Цель проекта заключалась в том, чтобы сделать коучинг неотъемлемой частью работы отдела кадров, предложить его менеджерам как один из инструментов в своем стиле управления и сделать составляющей корпоративной культуры. Проект предполагал четыре направления работ:
- подготовка персонала к внедрению системы коучинга;
- разработка и развитие концепции проекта;
- подготовка внутренних коучей по развитию;
- разработка технологий и инструментария.
По завершении проекта компания самостоятельно разработала программу для коучеров, благодаря которой изменились подходы к организации обучения персонала.
Итак, при инициации и реализации больших проектов в области развития человеческих ресурсов требуется особое внимание к описанию процедур и созданию инструментов реализации проекта. Именно отсутствие четко прописанных правил и регламентов может стать причиной непринятия сотрудниками полезных для организации начинаний. Внедрение коучинга в организацию как самостоятельного вида менеджмента позволяет трансформировать все процессы организации в инновационные условия новой экономики знаний. При этом затраты на внедрение данной технологии значительно превосходят результаты, так как базируются на достижении личных целей сотрудников, что создает дополнительную нематериальную систему мотивации для работы.
Таким образом, в ходе исследования имеющихся методов управления организацией в условиях инновационной экономики были выявлены их проблемы и перспективы использования. При этом коучинг определен как наиболее эффективный. Глубокое изучение теоретических подходов к данному методу управления и практических наработок ведущих западных компаний позволили разработать объемную, всеохватывающую систему реализации коучинга, позволяющего создать некопируемое конкурентное преимущество организации в условиях инновационной экономики.
Ю. В. Бабанова, А. В. Варлакова
Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)
Материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25–26 января 2011 г.) "Интеграция науки, образования и производства – стратегия развития инновационной экономики"
Прим.
1. Коучинг – построение собственной стратегии успеха. Внедрение коучинга в организации. Коучинг под ключ. Коучинг под ключ. Внедрение коучинга в корпоративную культуру
Количество показов: 6647