Правовые акты играют особую роль в механизме правового регулирования, системе средств правового воздействия на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие социальных связей. Именно с помощью юридических актов осуществляется политика государства, реализуются функции его органов, проявляется само существо права.
Среди множества правовых актов особое место занимают акты судебных органов. Это связано, прежде всего, с конституционным закреплением самостоятельного места суда в механизме Российского государства и возрастающей его роли в обществе. Вследствие этого в России ежегодно увеличивается количество обращений граждан за судебной защитой и, соответственно, принимаемых судами актов. Если в начале судебной реформы, в 1991 году, судами общей юрисдикции рассматривался 1 млн. гражданских дел, то в 2007 году - 8 млн. 981 тыс2.
Кроме того, в последние годы значительно повышается статус судебных актов, весьма заметно усиливается их правовое воздействие на общественные отношения. Посредством принимаемых актов суды во многом устраняют либо нивелируют просчеты законодателя, реально смягчают его подчас негативное нормативное воздействие на социальные процессы. По мнению многих юристов, сейчас судебные акты все чаще выполняют еще и правотворческую функцию. И такая тенденция нашла свое отражение в специальных научных исследованиях.
Условия пересмотра вступивших в законную силу решений арбитражных судов в порядке надзора.
Рассмотрим пересмотр уже вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда. Вступивший в законную силу судебный акт по арбитражному делу считается неоспоримой истиной в той части, которая констатирует наличие или отсутствие конкретных правоотношений либо юридических фактов, предписывает должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и гражданам действовать определенным образом в сфере предпринимательской деятельности и является обязательной для названных лиц и граждан - предпринимателей.
В этом смысле презумпция истинности вступившего в законную силу решения арбитражного суда основана на том, что процессуальных гарантий, действующих на обычных стадиях арбитражного судопроизводства, должно быть достаточно для установления истины по делу. Решение считается истинным до тех пор, пока обратное не будет доказано в установленном законом порядке. Таковой и является процедура проверки законности и обоснованности судебных решений в кассационном и надзорном производствах и при пересмотре ввиду открытия новых обстоятельств. Каким же образом происходит опровержение судебных актов арбитражных судов в порядке надзора рассмотрим подробно.
Производство в порядке надзора как самостоятельная стадия арбитражного процесса.
Производство в порядке надзора – это независима стадия арбитражного процесса, которая решает следующие вопросы:
- определение соответствия закону и обоснованность судебных актов;
- защита прав участников арбитражного процесса, предприятий и частных лиц;
- обеспечение единообразия применения законодательства и методическое руководство нижестоящими судебными инстанциями Высшим Арбитражным Судом РФ.
Возможность пересмотра допускается для широкого круга вступивших в законную силу судебных актов.
В порядке надзора пересматриваются:
- решения арбитражного суда первой инстанции, вступившие в законную силу;
- постановления апелляционной и кассационной инстанций.
- решения, вынесенные судами субъектов РФ, так и решения Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенные им по первой инстанции.
- только постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются предметом пересмотра в порядке надзора.
Законом установлено, что пересмотр вступивших в законную силу судебных решений и постановлений может иметь место только по протестам должностных лиц, указанных в ст. 181 АПК РФ. Следовательно, подача лицом, участвующим в деле, жалобы на вступившие в законную силу решение или постановление не влечет возбуждение деятельности судебно-надзорного органа - Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, а является лишь поводом для решения вопроса об истребовании должностным лицом дела и определения наличия (отсутствия) оснований для принесения протеста в порядке надзора. Согласно ч. 1 ст. 185 АПК РФ заявление о принесении протеста на вступившее в законную силу решение, постановление арбитражного суда может быть подано после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции. Таким образом, закон ограничивает право на подачу заявления о принесении протеста указанными здесь условиями: оно может быть подано только после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции.
Ранее надзорное производство связывается с деятельностью соответствующих должностных лиц судебно-прокурорских органов по изучению надзорной жалобы или других документов, послуживших поводом к возбуждению надзорного производства, истребованию дела для проверки фактов, изложенных в надзорной жалобе или ином документе, принесению протестов в порядке надзора. Такая деятельность не была процессуально регламентирована законом.
Характеристика производства в суде надзорной инстанции.
Новая характеристика производства в суде надзорной инстанции заключается в следующем:
- стадия производства в порядке надзора возбуждается по инициативе лиц, участвующих в деле, иных лиц, чьи права нарушены судебными постановлениями. Прокурор вправе возбудить надзорное производство при условии, что он участвовал в рассмотрении дела (ст.292 АПК);
- в законе установлен срок, в течение которого судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора: три месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу (ст.292 АПК);
- возбуждается производство в суде надзорной инстанции путем подачи заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ст.294 АПК). Прокурор обращается в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре судебного постановления в порядке надзора. Из норм АПК исключено "юридическое понятие "протест", напоминающее о надзоре прокуратуры за судом";
- порядок рассмотрения заявлений, надзорных жалоб, представлений получил детальную процессуальную регламентацию.
Как справедливо отмечает профессор В.В. Ярков, "процедура возбуждения дел в порядке надзора сделана более прозрачной, на основе решения судьи (в ГПК) или суда (в АПК)".
Несмотря на новое содержание, производство в суде надзорной инстанции по-прежнему можно считать исключительной стадией гражданского и арбитражного процессов, поскольку проверяется вступившее в законную силу судебное постановление. В гражданском процессе зарубежных государств такой способ обжалования называется чрезвычайным.
В арбитражном процессе дела по экономическим спорам и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, также осуществляются судами трех инстанций - первой, апелляционной и кассационной. Рассмотрение дел в порядке надзора осуществляется судом четвертой инстанции.
Следует отметить, что в науке арбитражного процесса высказывались предложения об упразднении производства в порядке надзора в арбитражном процессе, о превращении федеральных арбитражных судов округов в апелляционные суды, а Высшего Арбитражного Суда РФ - в кассационный суд5.
По мнению В.В. Яркова, такое решение вопроса в условиях огромной территории России привело бы к недоступности судебной защиты для многих лиц6.
В этой связи было бы уместным вспомнить, что в Российской Империи, занимавшей еще большую территорию, чем в настоящее время занимает Российская Федерация, во главе трехзвенной судебной системы находился верховный кассационный суд - Правительствующий Сенат. Гражданский кассационный Департамент Сената осуществлял проверку вступивших в законную силу судебных постановлений с точки зрения их соответствия нормам материального, процессуального права. Проверка эта осуществлялась при условии представления лицом, подающим кассационную жалобу, залога в 10 руб. при обжаловании решения Съезда мировых судей и в 100 руб. - при обжаловании решения Судебной палаты. Установление залога при подаче кассационной жалобы служило преградой для подачи "неосновательных" жалоб в Сенат.
Сохранение в арбитражном процессе производства в порядке надзора объясняется необходимостью реализации ст.127 Конституции РФ, в соответствии с которой Высший Арбитражный Суд РФ... осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. АПК РФ определяет процессуальную форму судебного надзора - пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных лиц (ч.1 ст.292 АПК). Судебный надзор - основная функция ВАС РФ. В этой связи задачей ВАС РФ является "создание механизма обеспечения единообразного толкования и применения права арбитражными судами и качества правосудия ...в условиях существования 10 арбитражных судов кассационной инстанции гарантии единства права не столь убедительны и этот недостаток должен устранить институт надзора".
Необходимо обратить внимание на то, что в ст.127 Конституции РФ говорится о судебном надзоре.
Решения ВАС РФ по данным делам в силу требований ч.2 ст.180 АПК РФ апелляционному обжалованию не подлежат. Решения ВАС РФ не могут быть обжалованы и в кассационном порядке (ст.273 АПК РФ). Остается единственная возможность проверки законности судебного акта - в порядке надзора. В случае, если указанные в заявлении о пересмотре в порядке надзора нарушения норм материального или норм процессуального права (ст.292, 294 АПК РФ) и предусмотренные законом основания для изменения или отмены судебного акта в порядке надзора (ст.304 АПК РФ) не совпадут, то незаконное решение останется в силе, а нарушенные права и законные интересы соответствующих лиц - незащищенными.
Заключение
В этой связи будет уместным привести цитату из заявления Европейского суда по правам человека: "Суд вновь подтверждает, что "право обратиться в суд", закрепленное в ст.6, не является абсолютным. Оно может ограничиваться, но эти ограничения не должны затруднять или ограничивать доступ индивида таким образом или в такой степени, чтобы это наносило ущерб самому существу этого права".
Представляется, что решение в АПК РФ вопроса об основаниях производства в порядке надзора в результате привело к ограничению доступа к правосудию (п.1 ст.6 Европейской конвенции о правах человека), к ограничению права на судебную защиту (ст.46 Конституции РФ).
Вместе с тем, закрепление в АПК РФ иных оснований для изменения или отмены судебного акта в порядке надзора (например, таких, как нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права) привело бы дублированию деятельности суда кассационной инстанции, в то время как задача Президиума ВАС РФ - "не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Ее осуществление должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций по основаниям, указанным в ст.304 АПК"
Новикова Анна Михайловна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 5343