Контроль – это процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности, процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль связан с мониторингом и с учетом получененных результатов. Необходимость связана с неопределенностью внешей среды, предупреждением кризисных ситуаций, поддержанием успеха, осущеслением правильного вознаграждения людей.
Виды контроля:
по времени осуществления:
Предварительный – проверка качества входящих потоков ресурсов – чел., матер. и фин.
Текущий – своевременно выявить и скорректировать отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров. Таким образом, контроль дает возможность своевременно реагировать на меняющиеся факторы.
Заключительный – позволяет оценить получ. рез-ты и их соответствие установленным целям или критериям. Создает информацию для дальнейшего планирования.
По степени охвата:
Общий,
Выборочный.
По срокам проведения:
Систематический – в отношении наиболее важных, ответственных объектов;
Разовый – всесторонняя проверка какого либо отдельного аспекта или всей хоз.деятельности.
По форме осуществления:
Финансовый – фин.отчетность по важнейшим эк.показателям;
Административный – определяет состояние хозяйственых результатов при сравнении с планом. Анализируется факт, теория и план. Объем выпуска, изменения доли на рынке. Направлен на решение стратегических задач и достижения наилучших результатов путем более эф. Использования ресурсов.
Этапы :
установки стандартов,
осуществление контроля - сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами,
определяется, какие действия необходимо предпринимать, например, невмешательство в работу (ничего не нужно предпринимать); устранение отклонений; изменение стандартов в результате их пересмотра.
Характеристики эффективного контроля.
Эффективный контроль определяется следующими характеристиками:
Стратегическая направленность. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Относительная сложность оценки какого-либо стратегически важного вида деятельности в количественном виде или измерения ее результативности по принципу затраты - эффект никогда не должна служить критерием для решения - нужно ли вводить механизм контроля. Деятельность в областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто, и о полученных результатах можно никому и не сообщать до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими;
Гибкость. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям;
Соответствие делу. Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию;
Экономичность. Если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль. Чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли у него должно быть довольно низким.
Простота. Наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее;
Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией;
Своевременность. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов;