СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Развитие науки управления: классическая и научная школы управления

Развитие науки управления: классическая и научная школы управления

В первой половине ХХ в. получили развитие 4 школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, классическая школа, школа поведенческих наук и человеческих отношений и школа науки управления. Все эти школы по-своему формируют подходы к управлению организацией, принципы управления, место человека и самого управления в организации. Наиболее подробно рассмотрим научную и классическую школу управления.

1. Научная школа управления (1885 —1920).

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эфф-го выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее осн. компонентов. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром (часы). Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в ↑ производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение опред. заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, теорияе. они впервые отделили управление от производства, назвав его особой функцией, которую должны выполнять специально обученные люди.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

Школа научного управления Тейлора (1885-1920 гг.)

Основная идея школы: смотрели на управление, как на машину, пытались усовершенствовать многие операции ручного труда.

Основные положения:

  • считали, что используя наблюдения, замеры, четкое нормирование труда моно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного управления.
  • систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в результатах своего труда.
  • признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе.
  • менеджеры должны думать, а рабочие - выполнять. Признавали, что работа по управлению это отдельная специальность, самостоятельный вид деятельности, теорияе. отделяли управление от фактической работы.

2. Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исслед-ия упр-ию произв-ом, они занимались повышением эффек-ти на уровне ниже управленческого. Классическая школа вырабатывала подходы к соверш-ию управления организацией в целом. Её представители: Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, Диндалл Урвик, Макс Вебер и д.р.

«Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет орг-цию к успеху.

Вебер вошёл в историю менеджмента как основоположник бюрократической струкруры управления.

Основные недостатком классической и научных школ было то, что они не учитывали человеческий фактор в управлении. Они считали, что достаточно написать хорошие инструкции, положения об управлении и любой человек, прочитав их, может управлять организацией.

Классическая или административная школа (1920-1950 гг.) Анри Файоль

Основная идея: старались взглянуть на управление с теорияз. широкой перспективы. Изучали особый вид деятельности – управление, пытались определить общие характеристики и закономерности организации.

Функции управления по Файолю:
    1. техническая деятельность (производство);
    2. коммерческая деятельность;
    3. деятельность по безопасности;
    4. финансовая деятельность;
    5. управление.
14 научных принципов управления Файоля, которые актуальны и в настоящее время:
      1. разделение труда;
      2. полномочия и ответственность;
      3. дисциплина;
      4. единоначалие - работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
      5. единство направления - каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
      6. подчиненность личных интересов общим;
      7. вознаграждение персонала;
      8. централизация;
      9. скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена;
      10. порядок;
      11. справедливость - это сочетание доброты и правосудия;
      12. стабильность рабочего места для персонала - высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;
      13. инициатива;
      14. корпоративный дух.

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он впервые разделил управление на отдельные виды деятельности, назвав их функциями:

  • планирование и прогнозирование – это определение целей и путей их достижения;
  • организовывание – создание структуры взаимодействия отдельных работников или отделов в процессе достиж-я целей организации;
  • руководство – управление людьми на собственном примере;
  • координирование – организация взаимодействия людей в соответствии с установ. планом действия;
  • контроль – сопоставление результатов фактических запланированным.

Сам процесс управления он назвал как процесс по реализации этих функций. Предложил функциональную структуру управления, определив, что конкретеория функции должны выполнять специально сформированные функциональные отделы и службы.

3. Школа человеческих отношений (30-50 гг.) Мэри Паркер Фаллетеория

Основная идея: в ходе эксперимента Мейо обнаружил, что иногда высокая з\пл., хорошие условия труда, четко разработанные рабочее операции не всегда вели к повышению производительности труда, а хорошее взаимоотношение в трудовом коллективе и доверие менеджеров к рабочим побуждали людей трудится с интересом и энтузиазмом.

Школа человеческих отношений (Мэйо) напротив считала, что эффек-ть управления зависит от взаимоотн-ий руковод-й и подчин-х и взаимоот-й между подчин-ми.

Центральным моментом школы является перенос центра тяжести в управлении с цели и задач на человека.

4. Школа поведенческих наук (50- наше время.) Макрегор, Акофф, Герцберг, Лайкертеория

Подход школы стремился в большей мере оказать содействие человеку в создании его собственных возможностей.

Школа поведенческих наук (Мак Грегор) считала, что на эффекивность организации влияет личность руководителя, его характерные особенности. Школа науки управления (Акофф) – любой эк. процесс можно описать с помощью количественных, математических методов и моделей, которые помогут руководителям принимать решения в слож. ситуациях.

Каждая из этих школ внесла значитеория и ощутимый вклад в область управления организацией. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601