Стимулирование – это процесс воздействия на человека для эффективного достижения им поставленных целей. В основе мотивации лежит удовлетворение человеческих потребностей. Часто слово мотивация употребляют в значении стимулирование.
Потребность – это ощущение недостатка чего-либо.
Первичные потребности – это по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными (потребности в пище, воде, потребности дышать, спать).
Вторичные потребности – это по природе своей психологические (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем. Однако, для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.
Содержательные теории мотивации.
Данные теории дают понять, что отсутствует идеальное учение о мотивации, каждая имеет что-то особенное и вносит свой существенный вклад в знания о мотивации.
Теория Маслоу (пирамида):
удовлетворение потребностей высшего уровня (3-5) возможно после потребности нижних уровней
- физиологические потребности (в еде, воде, убежище).
- потребности в безопасности и уверенности в будущем (поиск надежной работы, страховой полис).
- Социальные потребности(чувство принадлежности к чему-либо, кому-либо)
- Потребность в уважении (потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности)
- Потребность в самовыражении (потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).
Теория Герцберга
Выделил 2 процесса:
- «отсутствие неудовлетворенности - неудовлетворенность» и
- «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности».
Выделил 2 группы факторов:
- За 1 процесс отвечают гигиенические факторы (политика фирмы, условия работы, заработная плата, межличностные отношения с коллегами и начальством).
- За 2 процесс– мотивирующие факторы (успех, продвижение по службе, признание и оценка результатов работы, возможность делового роста).
При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. Отсутствие мотивирующего факторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Теория Альдерфера
Выделяется 3 группы потребностей:
- потребности существования (потребности безопасности и физиолгические по Маслоу),
- потребностисвязи (потребности быть членом семьи, иметь коллег, друзей, начальников и подчиненных) и
- потребности роста (потребности самовыражении + стремление к развитию, самосовершенствованию).
Потребности расположены иерархически. Отличие от Маслоу: движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.
Теория МакКлелланда:
Выделяет следующие виды потребностей
- во власти,
- потребности в успехе и
- потребности в принадлежности.
Согласно этой теория в общественной жизни низшие потребности уже удовлетворены и нужны воздействовать на высшие.
Процессуальные теория
Данные теории считают, что поведение работников опр-ся не только их потребностями, поведение также- ф-я восприятия и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией и соответствующего поведения.
Теория ожиданий Врума
Выделяется 3 ожидания.
- ожидание, что усилия дадут желаемые результаты.
- ожидание, что результаты повлекут за собой вознаграждение.
- вознаграждение будет обладать ожидаемой ценностью.
Если вознаграждение не будет обладать ожидаемой ценостью, то работник либо снижает свои усилия, либо оставляет их на должном уровне.
Теория справделивости
Работник при получении вознаграждения сравнивает его с вознаграждением другого работника за такую же работу в его/другой организации и делает субъективные выводы о его справедливости. Люди могут восстановить «справедливость», изменив уровень затрачиваемых усилий или пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.
Теория Портера –Лоуера
Теория включает элементы 2 предыдущих теорий. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от: затраченных усилий, способностей и характера человека. Достижение требуемого результата может привести еще и к удовлетворенности от работы. Важн. вывод Портера и Лоуера: результативный труд ведет к удовлетворению и результативность является причиной удовлетворения, а не следствием его. Эта теория прямопротивоположна мнению большинства менеджеров. Теория внесла основной вклад в понимание мотивации.
Количество показов: 2637