Прогностика - это наука о закономерностях разработки прогнозов.
Прогноз - это научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.
Прогнозный фонд - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий учет, которых является наиболее существенным для получения обоснованного прогноза.
Прогнозирование - это выяснение тенденций развития фирмы в условиях постоянного изменения факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных управленческих решений. Прогнозирование явлется одной из самых востребованных, но при этом и самых сложных задач анализа. Проблемы при ее решении обусловлены многими причинами: недостаточное качество и количество исходных данных, изменения среды, в которой протекает процесс, воздействие субъективных факторов. Но именно качественный прогноз является ключом к решению таких бизнес задач, как оптимизация финансовых потоков, бюджетирование, оценка инвестиционной привлекательности и многих других. Прогнозирование в системе управления представляет научно-аналитический этап планирования.
Задача прогнозирования в общем случае сводится к получению оценки будущих значений упорядоченных во времени данных на основе анализа уже имеющихся данных. Существуют различные алгоритмы поиска закономерностей в существующих данных. Вне зависимости от используемого метода, необходимо решить два вопроса:
- что является прогнозируемой величиной? и
- что является входными данными?
Метод прогнозирования представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющую на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта прогнозирования и его внешних связей, а также возможных их изменений в прогнозный период, вывести суждение определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования. Каждый прогноз возникает в результате многоступенчатого процесса получения необходимой информации, её переработки с помощью специальных приемов и оценки достоверности полученных результатов. Совокупность этих элементов и характеризует собой конкретный метод разработки прогноза.
Методы прогнозирования:
Формализованные методы прогнозирования – основаны на формальной информации, на математической теории, достоинством их является достоверность и точность прогнозов, сокращение сроков их выполнения. Применение формализованных методов для прогнозирования сбыта продукции и рынков позволяет: дать количественную характеристику связям между отдельными элементами и факторами окружающей среды и оценить их на состояние и динамику рынка; осуществлять альтернативный анализ полученных результатов прогнозирования. Примеры:
- экстраполяция трендов,
- метод скользящей средней,
- регрессионный анализ,
- экспоненциальное сглаживание,
- деревья решений,
- ассоциативные правила,
- прогнозирование на основе нейросетей,
- прогнозирование на основе генетических алгоритмов и др.
Интуитивные методы прогнозирования - основаны на интуитивно-логическом мышлении человека. Примеры:
- оценки сотрудников международных отделов,
- опрос потребителей,
- тестирование товара,
- методы аналогии,
- результаты тестирования рынка,
- экспертные оценки методом "Дельфи".
Классификация прогнозов
- По масштабу: международные, национальные, межотраслевые, отраслевые.
- По назначению: социально-экономические, демографические, политические.
- По периодам: дальнесрочный, долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный.
- По способу представления: интервальные, точечные.
К основным задачам прогнозирования относятся:
- разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
- выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
- выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
- выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
- прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
- прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;
- оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;
- обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышении.
Количество показов: 6630